№ 199 от 12 января 2007 г.

Административная опухоль

Над известным киевским центром борьбы с онкологическими заболеваниями — Институтом онкологии АМН Украины — нависла угроза уничтожения. Эта профилирующая структура системы медицинской помощи онкобольным нашей страны работает уже 86 лет. Но админчиновники из Минздрава решили на руинах академического учреждения создать так называемый Национальный институт рака.

Сметливые авторы “новации” позаботились о прикрытии. В июле прошлого года они пробили через тогдашний Кабмин своеобразный проект правительственного постановления, согласно которому предлагается реорганизовать Институт онкологии АМН Украины в Национальный институт рака. Документом даже предусматривалось назначение конкретного директора еще не существующего учреждения. Узнав о таком решении, многие люди возмутились своеволием чиновников. Особенно забеспокоились онкобольные, постоянно пользующиеся услугами специалистов центра.

Однако авторы документа на этот счет особо не опасались. Они заранее продумали тактику своих действий. Им удалось получить поддержку самого главы государства. При его участии провели специальное совещание, посвященное якобы реформированию отрасли. Все это, конечно, преподнесли под лозунгом “мобилизации ресурсов и консолидации знаний и усилий ради предупреждения онкологических заболеваний и снижения их распространения”. А чтобы ни у кого не возникало сомнений, создали еще и согласительный совет, в состав которого ввели известных руководящих и медицинских авторитетов. Видимо, для укрепления кадров координатором проекта создания Национального института рака избрали не кого-нибудь, а Виталину Ющенко, общественного “специалиста” по онкологии. Понятно, подобные назначения молодого и малоопытного человека на такую должность случайными не бывают...

Как известно, в мае-июне прошлого года состоялся XI съезд онкологов Украины. Среди других вопросов его делегаты рассмотрели итоги выполнения Государственной программы “Онкология” на 2002—2006 годы. Предстояло определить основные направления совершенствования развития этой отрасли и концепцию на 2007—2016 годы. Пользуясь случаем, заместитель министра здравоохранения Юрий Гайдаев и главный внештатный специалист по клинической онкологии Минздрава Украины Игорь Щепотин якобы по поручению самого президента внесли предложение — реформировать онкологическую отрасль путем создания Национального института рака и межрегиональных онкоцентров. Чтобы не раздражать делегатов съезда, ораторы ни единым словом не упомянули о ликвидации Института онкологии. Но, как сообщил нынешний директор Института онкологии, заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат государственных премий Украины и СССР, доктор медицинских наук, профессор Сергей Шалимов, 12 мая 2006 года в Кабмин за подписью Юрия Гайдаева, был представлен проект постановления о ликвидации Института онкологии АМН Украины. Вместо него предлагалось создать Национальный институт рака, который будет возглавлять в течение 10(!) лет Игорь Щепотин. При этом в проекте не было ни экономического обоснования такой метаморфозы, ни согласования с действующим законодательством Украины. Поэтому неудивительно, что документ получил резко негативные оценки многих высших государственных учреждений. Однако предприимчивые “реформаторы” Юрий Гайдаев и Игорь Щепотин подготовили новый проект правительственного постановления. Согласно этому документу, Институт онкологии АМН Украины предлагается реорганизовать уже в лечебно-диагностический центр “Государственный институт онкологии” наподобие тех 45 центров, которые уже созданы в Украине на базе региональных онкоучреждений. Как видим, творческая фантазия чиновников не знает пределов.

Что же движет авторами “реформирования”? Судя по всему, ведущей идеей является создание структуры для административного, организационного и финансового подчинения всех онкологических учреждений Украины. Сегодня эти функции, согласно действующему законодательству, выполняют Минздрав Украины и региональные госадминистрации. Авторы “новации” стремятся взять на себя функции управления финансовыми потоками(!), направленными на обеспечение реализации “Общегосударственной программы борьбы с онкозаболеваниями на 2007—2016 годы”. А это ни много ни мало — почти 2 млрд грн. Коварство намерений заключается в том, что эти средства планируют вывести из-под государственного и общественного контроля вопреки законодательству Украины о местном самоуправлении и проведении тендерных закупок на государственные средства.

Этой же цели подчинены попытки указанных лиц утверждать в Минздраве Украины собственные(!) стандарты диагностики и лечения онкобольных, хотя таковые давно разработаны под эгидой Института онкологии. Причем предлагается отменить критерии качества диагностики, лечения, продолжительности жизни и отбора на санаторно-курортное лечение. Вместо этого проталкивается идея предоставления медицинской помощи за средства больных. Это можно расценить как попытку внедрения платного лечения для людей, страдающих онкологическим заболеванием, что категорически запрещается Конституцией Украины и решением Конституционного Суда.

Как известно, эпителиальные опухоли, то есть рак, составляют только 40 процентов от всего количества существующих опухолей. Так куда же тогда после ликвидации Института онкологии деваться другим онкобольным? И почему непременно на его руинах должен возникнуть Национальный институт рака? Пускай бы существовали оба, если кому-то так хочется создавать новую структуру. К слову, Институту онкологии давно пора придать статус Национального. Но пока ситуация складывается так, что “административная опухоль” может поглотить истинное народное достояние.

В Институте онкологии АМН Украины 1100 сотрудников, в их числе 113 научных работников: 23 доктора медицинских наук, 49 кандидатов медицинских наук, 11 профессоров, 1 член-корреспондент НАН и АМН Украины, 11 заслуженных деятелей науки и техники, 10 заслуженных врачей Украины.

Ежегодно в стационаре лечатся свыше 8,5 тысячи больных, выполняется около 4 тысяч оперативных вмешательств.