№ 198 от 11 января 2007 г.

В небе море по колено

“Слава наша впереди летит..,” — все по фразе классика. Действительно летит и действительно впереди. Сначала наших летчиков задерживают в Норвегии пьяными перед вылетом. Потом вздыбленные волосы у нашего МИДа, у которого к заботам о многочисленных украинских остарбайтерах и проститутках прибавилась еще и головная боль в виде пьяных пилотов. Потом демонстрация предельной снисходительности к “молодой демократии” не члена ЕС, но члена НАТО: вместо ожидаемых и положенных двух лет “отсидки” и штрафов в размере 70 тысяч долларов каждому из опохмеленных трое получили по месяцу заключения, а один оштрафован на 1,5 тысяч долларов. Стало быть, только четверо из 17 человек экипажа были “под мухой”. Но — летчики! На родине их, конечно, ждет “теплый” прием и “оргвыводы”, после которых норвежская тюрьма покажется пятизвездочным отелем. А не пей за штурвалом. В Норвегии это называется “нарушением летной дисциплины” и является уголовно наказуемым преступлением. У нас, кстати, тоже. Вот только система контроля в Украине другая. Более года тому назад отменили обязательное медобследование летного состава перед рейсом. В таксопарках не отменили, а в
аэропортах отменили как пережиток советского прошлого, когда Украина вступила в систему Евроконтроля. Согласно европейским нормам, вся ответственность за состояние здоровья и готовности экипажа к полету теперь лежит на командире самолета. Если он не пьет, конечно. Однако у нас забыли, что, отменяя “пережиток советского прошлого” и, “согласно европейским нормам”, надо менять и советские мозги в головах пилотов. Но поскольку это очень дорогая и длительная операция, замены не произошло. Отсюда — “норвежские подвиги”. Однако последствия можно ожидать самые жесткие. Контроль наверняка ужесточат, и не только у нас. Но вот все прошлые и будущие катастрофы Анов конкуренты обязательно будут списывать на пьяных украинских летчиков. Так что это очень и очень дорогой прецедент для страны.