№ 53 от 15 мая 2018 г.

«Теперь будем не голодать, а жить впроголодь»…

Скандал

Так начали невесело шутить рабочие государственного предприятия «Николаевский судостроительный завод» (НСЗ) после того, как Государственная исполнительная служба объявила торги по реализации имущества этого предприятия «с целью погашения долгов по зарплате на 30,2 миллиона гривен».

Торги  назначены  на  21  мая

А ДАТА эта, растиражированная большинством украинских СМИ, не на шутку встревожила николаевских корабелов. Ведь по официальным данным, долг рабочим НСЗ по зарплате составлял на
1 апреля нынешнего года 65,088 миллиона гривен. И корабелы хорошо знают, что в прошлом месяце этот долг не погашался. «Возможно, мы имеем дело с очередной ошибкой, непрофессионализмом или обманом кабминовских чиновников, – говорит слесарь Николай Авдеев. – В любом случае нам от этого не легче. Вызывает и тревогу способ погашения долгов по зарплате, связанный с уничтожением части завода. А мы ведь так надеялись, что заводу удастся пережить трудные времена».
Напомним, что ранее НСЗ назывался заводом имени 61 коммунара. Торги назначены на 21 мая. Стартовая цена лота составляет 52,329 миллиона гривен. И всем понятно, что даже это число намного меньше суммы истинного долга корабелам по зарплате. На продажу выставляются административный бытовой корпус площадью 15,26 тысячи квадратных метров, достроенная набережная с берегоукреплением длиной 400 метров, железнодорожные пути длиной 300 метров, автодороги и другие сооружения. Владельцем этого имущества в данный момент является государство в лице концерна «Укроборонпром», в хозяйственном ведении которого находится НСЗ. Здания и сооружения расположены на правом берегу реки Ингул на земельном участке площадью 6,924 гектара. На земельный участок оформлено право постоянного пользования. Основные производственно-административные здания и горизонтально-стапельные места являются объектами незавершенного строительства с 40-процентной готовностью.
– Эти здания расположены в центре города Николаев, на берегу реки. Участок оборудован автомобильными и железнодорожными путями. Важно, что здания продаются вместе с землей. Объект имеет огромные перспективы как в плане офисной застройки, или как производственная или складская площадка», — отмечает генеральный директор государственного предприятия «СЕТАМ» Министерства юстиции Украины Виктор Вишнев.

Завод  затолкали  в  долговую  яму

А КОРАБЕЛЫ вспоминают, как бывшему генеральному директору НСЗ Валерию Агафонову, проработавшему здесь в начале 2000-х четыре года, удалось найти отечественного инвестора, готового вложить в финансовое оздоровление завода и достройку горизонтальных стапелей 50 миллионов долларов. Возведение этих самых стапелей на правом берегу Ингула застопорилось в 1995 году из-за нехватки средств. К тому времени уже была выполнена половина всех работ. Завершение проекта сулило почти две тысячи новых рабочих мест. К тому же одновременно можно было бы строить четыре-пять судов. Ведь на те годы приходился бум мирового судостроения. Однако руководители Фонда госимущества почему-то порекомендовали Министерству промышленной политики и заводу отказаться от подписания такого документа.
А Агафонов в конце 2006 года вынужден был уйти с предприятия, так как начал активно интересоваться, почему на завод не попали предусмотренные в бюджете 2006 года деньги, выделенные на приобретение главного двигателя и гребного вала для рефрижератора, заказанного и приплаченного греческим судовладельцем Анастасисом Ласкаридисом. А Николаев уже тогда начинали тревожить слухи о том, что НСЗ искусственно банкротят, чтобы подготовить к теневой приватизации, после которой предприятие будет полностью уничтожено, а его территория отдана под элитную жилую застройку и яхт-клуб.
– В дорыночные времена на нашем заводе работали 12 тысяч человек, – говорит Николай Авдеев. – В ходе рыночных перемен более одиннадцати тысяч специалистов потеряли работу. Перебиваются случайными заработками. Ведут полуголодное существование. Корабелам за долги по коммунальным платежам уже отключают свет, газ, воду. А некоторые, не имея средств на лечение, преждевременно уходят из жизни. Вот уже более десяти лет кабминовские чиновники толкают предприятие в долговую яму. Мы считаем, что делается это для того, чтобы нажиться на распродаже заводского имущества, а затем по дешевке уступить предприятие какому-то олигарху.

Военные  заказы  –  госпредприятию

КОРАБЕЛЫ вспоминают, что начиная с 2010 года Мин­обороны Украины вело обширную программу ремонта кораблей. Но заказы на него почему-то то и дело обходили стороной НСЗ и попадали в публичное акционерное общество «Черноморский судостроительный завод», входящее в группу компаний «Смарт-холдинг» Вадима Новинского. Хотя во всем мире военные заказы в первую очередь предоставляются предприятиям принадлежащим государству. Это связано не только с поддержкой государственного сектора экономики, но и интересами национальной безопасности. И если государственные предприятия по каким-то причинам не могут выполнить те или иные военные заказы, то только в таких случаях эти заказы поступают коммерческим структурам.
Рабочие просят напомнить кабминовцам, что предприятие не попало бы в трудное положение, если бы с ним своевременно производило расчеты Министерство обороны Украины, долг которого только за содержание крейсера «Украина» почти равен сумме долга по зарплате корабелам. Кроме того, Минобороны задолжало еще заводу около
1,2 миллиарда гривен за достройку этого крейсера.
И, похоже, что кабминовцам придется отложить майский аукцион, так как «Укроборонпром» уже заявил, что объявленные торги не соответствуют требованиям законодательства. Ведь, согласно постановлению Кабинета министров Украины от 4 марта 2015 года, НСЗ включен в перечень объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства. Поэтому невозможно проводить отчуждение частей этого завода без предварительных специальных юридических процедур. Данные положения вынудили НСЗ обратиться в военную прокуратуру Николаевского гарнизона Южного региона Украины с просьбой защитить интересы государства.

Николаев.