№ 43 от 13 апреля 2018 г.

Пиратство на просторах украинских морей,

или Хождение моряков по мукам


Анализируем события

Уже почти три недели волею гуманных и демократических украинских правоохранителей десяток российских рыбаков из Керчи находятся в «подвешенном состоянии». Их приключения в Украине не сравнить даже с девятибалльным штормом.

ПЕРВОНАЧАЛЬНО, согласно официальному сообщению Гос­погранслужбы Украины от 26 марта, они были задержаны на борту судна «Норд», шедшего под флагом России. Члены экипажа судна, зарегистрированного в Крыму, 10 человек, предъявили российские паспорта, выданные в Керчи. Пограничники обнаружили на борту пять тонн морепродуктов и трал для лова рыбы. Как утверждает Госпогранслужба, судно находилось в украинских территориальных водах, а моряки таким образом «нарушили порядок выезда со временно оккупированных территорий» (имеется в виду Крым). Судно вместе с командой было отконвоировано в порт Бердянска для проведения дальнейших процессуальных действий.
В пятницу, 30 марта, пресс-секретарь генпрокурора Украины Лариса Сарган сообщила, что украинский суд арестовал задержанное ранее украинскими пограничниками крымское рыболовецкое судно «Норд». С помощью Twitter она известила: «Продолжаем работу по задержанному судну «Норд», в частности, сегодня судом удовлетворено ходатайство прокуратуры АР Крым (структура в составе Генпрокуратуры Украины — Ред.), которым на это судно нарушителя наложен арест».
Капитану российского рыболовецкого сейнера «Норд» Владимиру Горбенко по подозрению в нарушении правил пересечения государственной границы из-за захода в порты Крыма (часть 2 статьи 332-1 УК Украины) грозит до пяти лет лишения свободы. Девятерым членам экипажа судна инкриминируется часть 2 статьи 204 Кодекса Украины об административных правонарушениях  («Незаконное пересечение государственной границы»), предусматривающая наказание в виде штрафа или административного ареста.

ВИДИМО, пользуясь мобильной связью, капитан рыболовецкого судна «Норд» Владимир Горбенко рассказал представителям СМИ, что пограничники сразу предложили команде отказаться от российского гражданства. Получив отказ моряков, пограничники фактически взяли их в заложники, удерживая на судне под охраной. При этом члены экипажа, вынужденные оставаться на судне, в трюме которого лежит шесть тонн протухшей рыбы, оказались в сложных санитарных условиях.
По словам капитана, судно, принадлежащее керченскому рыбколхозу имени Первого Мая, было задержано во время промысла тюльки в Азовском море, в разрешённом районе, определённом совместным договором между Россией и Украиной.
«К моему борту 25 марта для проверки погранрежима подошло украинское судно «Оникс». Пограничники были вооружены, на борту у них было два пулемёта, направленных в нашу сторону. Это обычное дело — такие проверки проводят и российские, и украинские пограничники. Всех собрали на корме для проверки документов. Мы все из Керчи, у нас у всех свежие российские паспорта. В результате они заявили, что наши паспорта — незаконные, а мы нарушили порядок пересечения границы оккупированной территории», – рассказал капитан журналистам.
«При этом  пограничники сослались на недавно принятый в Украине закон о временно оккупированных территориях. Все документы, выданные на этих территориях, Украина теперь признаёт недействительными. Помимо паспортов, недействительными признаны и все судовые документы. Только российский флаг спускать приказа не было.
После прибытия в Бердянск сразу пошёл накат. Всю ночь нас допрашивали разные службы — СБУ, погранвойска, Рыбинспекция, полиция. Наложили арест на судно, изъяли все документы и запретили покидать борт судна. Команду круглосуточно охраняют вооружённые силовики, да и сама территория порта — режимный объект.
Мы не можем осуществлять сброс сточно-фекальных вод. По санитарным нормам это надо делать раз в пять дней. Но разрешения местные власти нам не дают, потому что владелец судна тоже зарегистрирован в Керчи. Из-за этого заключать необходимый договор украинцы не хотят. Руководство порта, опасаясь, что судно старое и может потонуть или загореться, просило пограничников разрешить ремонт, но получило отказ», – рассказал о подробностях задержания Горбенко.
Рыбаки предлагали изъять рыбу, но СБУ не стала её конфисковывать. Запасы питания пополнялись силами юристов, которых допускали к команде. Они же приносили сменное бельё и лекарства, которые покупали на свои деньги.
Когда российский консул пытался попасть на судно, ему разрешения не дали. Дипломату заявили, что граждан России на судне нет, поэтому делать ему там нечего.
МИД России потребовал от властей Украины немедленно освободить экипаж, снять арест с судна и вернуть его владельцу. Для борьбы с подобным пиратством Черноморский флот заявил о готовности патрулировать Азовское море. По мнению председателя Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ), кандидата политических наук капитана первого ранга Михаила Ненашева, российская сторона в ответ на захват Украиной судна крымского рыбколхоза имеет право усилить технический досмотр украинских судов в Керченском проливе и ограничить их плавание. Для защиты российского судоходства в Азовском и Черном морях могут быть также применены меры военного характера.
«Украинские власти заявляют, что керченские рыбаки — их граждане. Разумеется, это не так, но из их логики следует, что к своим гражданам киевские правители относятся в высшей степени негуманно», — заявляет глава ДПФ.

ЗАТЕМ, 4 апреля, стало известно, что капитан российского судна «Норд» Владимир Горбенко вывезен с корабля в неизвестном направлении. Первыми о похищении капитана сообщили представитель судовладельца — компании «Балтийский берег» – и адвокат Горбенко Дмитрий Щербина.
«В 6.20 утра представители погранслужбы Мариуполя (а именно морской охраны № 23) подошли к судну, попросили выйти капитана на секундочку, предупредив: если что, то будут открывать огонь на поражение. Он сошел. Его пригласили на пять минут на военный корабль, который задерживал это судно, для уточнения каких-то деталей. Он пошел, и до сих пор о нем ничего не известно.
Есть информация, что его затолкали в автомобиль — серая Skoda погранслужбы — и вне таможенного и пограничного контроля вывезли за пределы территории порта в неизвестном направлении», — цитировало адвоката РИА «Новости».
После исчезновения капитана различные СМИ, как в России, так и в Украине, как бы забыли об инциденте в Бердянске. Только в страстную пятницу, венчающую вербную неделю, 6 апреля стало известно, что взятые в плен рыбаки были оштрафованы судом Мариуполя и с того момента формально стали считаться свободными, но домой так и не попали.

ТЕМ временем компания по преследованию российских судов нашла продолжение под Одессой. Украинский суд 10 апреля разрешил арестовать судно российской компании Trans Services Maritime, которое занималось добычей песка в районе Каркинитского залива Чёрного моря.

Виктор МИХАЙЛОВ.

(Продолжение следует).