№ 188 от 21 декабря 2006 г.

Иконы, рожденные под... иглой Мастера

96–летний украинец Дмитрий Блажеевский, известный на Западе историк и теолог, еще в молодости эмигрировавший с родной земли на чужбину, начал вышивать, когда ему исполнилось... 60 лет. Под его умелыми руками рождаются необычные иконы с изображениями Иисуса Христа и Николая–чудотворца, Богородицы, Иоанна Крестителя, святых Василия Великого и архистратига Михаила...

Сейчас этому украинскому эмигранту уже под сто лет, но он до сих пор хранит верность традициям своего народа и... вышивает крестиком иконы, часть из которых дарит христианским храмам и даже простым людям. Но самое главное, отец Блажеевский позаботился о том, чтобы большинство его работ увидели мы, украинцы, и на собственные деньги создал во Львове уникальный Музей вышитой иконы, где экспонируется более 250 его работ.

Посещая одну за другой проводимые в столице выставки вышитых работ, где среди натюрмортов и пейзажей иногда встречаются и иконы, давно мечтала увидеть работы отца Блажеевского.

Потому, когда судьба подарила поездку во Львов, решила во что бы то ни стало отыскать знаменитый на весь мир музей. И каково же было мое удивление: оказывается, далеко не все львовяне знают о его существовании! А находится этот музей почти в самом центре города, на проспекте Вячеслава Чорновила.  

...Экскурсовод, прежде чем познакомить посетителей с вышитым миром автора, представляет его самого. Родился Дмитрий Блажеевский в одном из лем­ковских сел в далеком
1910 г. Очень рано ему пришлось покинуть отчий дом: его село сожгли поляки, разогнав всех родственников. Помыкавшись по миру, он, в конце концов, попал в Рим. Поначалу учился на инженера, а потом круто изменил свою жизнь, решив стать священником. Выучился, овладел несколькими языками: латынью, итальянским, польским, английским. “Уже после войны, — вспоминает сам отец Дмитрий, — уехал в Америку, где и сейчас много украинцев. Там почти тридцать лет проработал в восьми разных приходах”. Но в 1973 г. он снова едет в Италию, где живет и поныне, пишет книги по истории и теологии, а также по истории украинской церкви.

Но все же главное, чему посвящает остаток своей жизни этот неутомимый человек, — создание на полотне ликов Иисуса и Богоматери, ангелов и святых. Причем по схемам, им же самим разработанным. Где учился вышивать? Да, собственно, нигде. Помнит, как в далеком детстве вышивала мама. Все, что умеет, дано ему Богом, иначе почему все отмечают удивительную позитивную энергетику вышитых им работ? Технику вышивки, к которой он прибегает (а он соединяет крест и полукрест, гобеленовый шов и многие другие), тоже разработал сам.

К примеру, лицо и руки вышивает мелким крестом, а “рисуя” иголкой одежду и фон, использует гобеленовую технику. Именно благодаря соединению многих техник, все его работы получаются объемными и глубокими.

В последние годы Д.Блажеевский вышивает не только иконы — создает полотна и на патриотическую тематику. На одной из экспозиций представлены вышитые им портреты Тараса Шевченко и Леси Украинки, Ивана Мазепы и Богдана Хмельницкого, Маркияна Шашкевича и других выдающихся исторических личностей Украины.

Работы нашего соотечественника хранятся не только в музее во Львове, но и в соборе святого Юра, в Украинской центральной семинарии в Риме, в библиотеке Папского Восточного института и в Ватиканской библиотеке, в украинских храмах Германии (Мюнхен), Австралии и других стран.

А сколько их за эти годы перелетными птицами разлетелось по всему миру, попав в частные коллекции! Многие люди, увидев вышитые полотна мастера, сами берут в руки иголку, покупают схемы и — за работу.

Те, кто ближе знаком с отцом Дмитрием, говорят: он не может прожить и дня, чтобы не вышить хотя бы несколько крестиков! И это притом, что 96-летний старец имеет очень слабое зрение: вышивать приходится не только в очках, но еще и пользуясь увеличительным стеклом.

В скором времени он обещает передать в Украину еще несколько своих образов Богоматери.  Да вот беда: куда их поместить? Музей очень тесен для такого количества работ! Его служители уже обращались к городским властям, чтобы те помогли расширить площадь. Но, по-видимому, у отцов города масса других, более насущных проблем, и заниматься развитием Музея вышитой иконы им просто некогда. Хуже того, есть желающие это помещение “прихватизировать”: центр Львова, как-никак! Но вряд ли потомки нам простят, если не сумеем сберечь то, что создано неутомимыми руками отца Блажеевского. Находясь далеко за пределами Украины, для ее имиджа он делает гораздо больше, чем иные живущие здесь.