№ 187 от 20 декабря 2006 г.

Как звучание скрипки...

“Лицом” Первой программы украинского телевидения Зинаида Журавлева была почти двадцать лет. Зрители старшего возраста, наверно, до сих пор помнят ее программу “П’ять хвилин на роздуми”. А те, кто и сегодня слушает Национальное радио, знают Зинаиду Николаевну по мягкому, проникновенному голосу в передачах “Старшокласник”, “Вiд суботи до суботи...”, “А ми до Вас в ранковий час”, “Театр перед мiкрофоном”...

В этом году известная актриса, журналист, режиссер, автор и ведущая программ украинского радио и телевидения отмечает свой юбилей.

Не вся жизнь —
театр

С 1969 года Зинаида Журавлева сотрудничает с молодежной и музыкальной редакциями телевидения. Еще будучи студенткой театрального института, работала на радио. Потом поступила в Театр юного зрителя (сейчас Театр на Липках). За семь творческих лет — 13 главных ролей, среди которых “Чаклунка Синього Виру” В.Сычевского, “Сирени” Л.Хоролец, “Планета надiй” А.Коломийца, “Суєта” И.Карпенко-Карого, “А зорi тут тихi” Б.Васильева...

— Этот театр был всегда для меня очень близким, но в какой-то момент между мной и директором пробежала черная кошка, — рассказывает Зинаида Николаевна. — Он не ценил актеров, ради формальной отчетности отправлял их выступать в холодные клубы, где люди простужались... Из-за этого мы часто ссорились. Последний  мой спектакль здесь был в постановке покойного ныне Николая Едлинского. Это нечто сказочное о лесе, там я сыграла роль... “третьего дерева”. Но это не задевало моей амбициозности: я понимала, что все роли важно сыграть от начала и до конца.

Из театра Зинаида Журавлева таки ушла. Но без работы не осталась. Еще работая в театре, она, пройдя по тем временам безумный конкурс, стала диктором телевидения.

За пять минут —
и без репетиций

В течение двух лет после репетиций и спектаклей летела на телевидение записываться. “Мелодiї зарубiжної естради”, “Голосую за професiю”, “Інтер-клуб” — это только несколько из сотен передач, которые провела в то время. Тогда она все записывала в свой дневник вместе с впечатлениями, хотя у нее была на удивление хорошая память. Пока добиралась на работу, — а это пятнадцать минут, — пересматривала все тексты и все запоминала!

— Впоследствии я вела на телевидении передачу “П’ять хвилин на роздуми” (с января 1979 года), — говорит Зинаида Николаевна. — В передачу приглашались такие известные в свое время люди, как Кастовецкий, Попов, Коротич, Анисимовы, а также простые, но выдающиеся своими увлечениями личности — инженеры, альпинисты, художники... За время передачи у меня было двенадцать-пятнадцать персонажей, и на каждый — ровно по пять минут! Необходимо было мгновенно раскрыть сущность каждого человека (а репетиции были только для техников — у меня их не было). Атмосферу держала на каком-то автопилоте — интуитивно.

Эта передача приносит невиданную популярность украинскому телевидению и самой ведущей. Когда ее закрыли, даже на заседании Верховной Рады кто-то поднял вопрос: почему?

И двадцать ролей
в кино...

В начале семидесятых вся “глянцевая” пресса пестрела фотографиями из картин “Сiм’я Коцюбинських” и “Дов­га дорога в короткий день” режиссера Тимофея Левчука. Это были первые работы Зинаиды Журавлевой как начинающей актрисы.

В 1982 году режиссер Анатолий Буковский предложил ей главную роль в фильме “Провал операцiї “Велика Ведмедиця”.

— Основные съемки проходили в Коломые, — вспоминает  Зинаида Николаевна, — чудная осень, золотистые листья, неповторимой чистоты воздух... Я ощущала себя настоящей кинозвездой. Это не сравнить с телевидением, где и костюмы, и грим — все готовилось самостоятельно. А здесь возле тебя “свита”, прислушиваются к каждому твоему слову, сдувают пылинки... В один из дней — это был какой-то религиозный праздник — местные жители не советовали снимать, говорили, что все равно ничего не получится. А как же график? Никто не прислушался, потому что по плану была очень сложная съемка — пиротехника, каскадеры, массовки... В результате вся пленка оказалась засвеченной...

Зинаида Журавлева с чувством ностальгии и глубокой благодарности вспоминает те времена доброго советского кино, где дурной вкус, жестокость, откровенный дебилизм и другие обязательные современные киноатрибуты просто не проходили. Тогда, как она говорит, в кинопроизводстве были задействованы художники, которые в подавляющем большинстве были личностями высоконравственными и ответственными.

Творение — высшее наслаждение

В настоящее время Зинаида Николаевна работает на украинском радио.

— Здесь за десять лет, — говорит  она, — я овладела и продолжаю овладевать разными профессиями: радиорежиссера, радиоактрисы, радиоведущей. Это особые профессии, они отличаются от сценических большей, я бы сказала, виртуозностью. Если сравнивать с музыкой, то это как звучание скрипки. Работа перед микрофоном — это работа на нюансах, общение душой.

— Сейчас на радио “Культура” записываю заслуженного артиста Украины Петра Теодоровича Бойко, — продолжает Зинаида Николаевна. — Когда он читает “Кобзар” Тараса Шевченко, я получаю колоссальное удовольствие и учусь у него: как потрясающе он расставляет акценты, как “купается” в языке!

Часто думаю: что же заставляет актеров за копейки делать такую неблагодарную, но очень необходимую творческую работу? И сама же отвечаю: они получают наслаждение от того, что творят. Творение — вот высшее наслаждение!