№ 181 от 08 декабря 2006 г.

Теперь пусть думает президент

В конце ноября первый заместитель председателя Верховной Рады Адам Мартынюк заявил, что Закон о бюджете на будущий год может быть принят одновременно и во втором, и в третьем чтении. Прогноз о принятии по сценарию “два в одном” оправдался. В минувшую среду 249 депутатов при необходимых 226 проголосовали за принятие этого законопроекта.

Расклад голосовавших таков: 186 депутатов из фракции Партии регионов, 29 — от СПУ, 21 — КПУ, 5 — БЮТ, 4 — “Наша Украина”, 4 — вне­фракционных депутата. Таким образом, Антикризисная коалиция проявила единство и взаимопонимание, утвердив главный финансовый документ страны на будущий год.

Документ предусматривает, что доходы в будущем году составят 147 млрд 878 грн, расходы — 161 млрд 819 млн, дефицит запланирован на уровне 2,65 процента от ВВП, или 15 млрд 715 млн гривень. Размер прожиточного минимума в расчете на одного человека на январь следующего года определен в размере 492 гривень, минимальная зарплата с 1 июля 2007 года  составит 420 гривень, а с 1 декабря 2007 года — 450 гривень.

Итак, появилась возможность, что страна встретит Новый год с бюджетом, если, конечно, президент подпишет этот документ. Согласно законодательству, на обдумывание решения у него есть 15 дней. Между тем еще на стадии подготовки документа критически настроенные депутаты “НУ” и БЮТ обвиняли авторов законопроекта в явно выраженном антисоциальном характере документа. Даже когда законопроект уже был проголосован, первый зам.главы Секретариата президента Арсений Яценюк, выступая на одном из телеканалов, не удержался от того, чтобы покритиковать социальную составную бюджета. Его выступление касалось показателей прожиточного минимума, минимальных зарплат и пенсий. А руководитель службы социально-экономического развития Секретариата Александр Шлапак заявил, что в проекте бюджета не учтен ряд принципиальных предложений гаранта. То есть президенту его окружение подало сигнал, чтобы он воспользовался правом вето.               

 В свою очередь, Николай Азаров считает, что все принципиальные замечания, в том числе и те, которые высказал президент, в документе учтены. При этом, по его словам, удалось сберечь все макроэкономические показатели, требования бюджетной резолюции и основные соотношения, которые делают этот документ реалистическим, сбалансированным и ориентированным на ускоренное социально-экономическое развитие Украины.

Конечно, разработчики документа, понимая, что повышение тарифов и другие факторы могут негативно отразиться на кошельках населения, рекомендуют Кабмину по итогам первого квартала следующего года рассмотреть соответствие прожиточного минимума темпам инфляции, и в случае, если инфляция будет опережать рост прожиточного минимума, внести необходимые изменения. В заключительных разделах законопроекта предусматривается, что правительство должно про­анализировать уровень зарплаты военнослужащих ВС по сравнению с  военнослужащими МВД, СБУ и др. В случае диспропорции справедливость также должна быть восстановлена.

Что касается возможных инфляционных угроз, о чем сегодня постоянно твердят оппоненты, то депутат фрак­ции коммунистов Алла Александровская уверена, что правительству и парламенту удалось наработать качественные прогнозные показатели. Отвергает она и обвинения, что якобы в законопроекте не учтены возможные темпы роста инфляции. Критики законопроекта считают, что инфляция в будущем году может достичь аж 17%, а значит, надо заложить и соответствующий рост зарплаты. Но почему-то они не обращают внимания на прогноз МВФ, согласно которому инфляция в Украине не превысит 6%. Исходя из этого, МВФ рекомендует правительству не завышать показатели доходов и расходов. А ведь советы МВФ наши предыдущие правительства учитывали как приоритетные при разработке “своих” бюджетов, в том числе и ныне действующего. Теперь же, оказавшись в оппозиции, неожиданно стали выражать недовольство теми же показателями, которые сами предлагали заложить в бюджетную смету будущего года.

Что же удалось изменить в проекте бюджета “на ходу”? По сравнению с первым чтением увеличены социальные ассигнования на 4,2 млрд гривень, в том числе на социальную защиту и обеспечение —  на 2,3 млрд гривень, здравоохранение — на 1 млрд гривень, образование — на 510 млн гривень, на духовное и физическое развитие — на 388 млн гривень. Таким образом, расходы Госбюджета-2007 социального направления превышают плановые показатели 2006 года на 14 млрд гривень. Из проекта бюджета исключены ограничительные нормы, которые не нашли поддержки в обществе и среди депутатского корпуса. Это касается, в частности, ограничения права на получение государственной социальной помощи неработающим и работающим пенсионерам, декретных выплат и др.

Для покрытия дефицита от приватизации на следующий год планируют получить 10 млрд 587 млн гривень. В число планируемых к продаже объектов включены ОАО “Укртелеком” и ОАО “Одесский припортовый завод”. Заметим, что лишь коммунисты не голосовали за законопроект, касающийся перечня объектов, которые будут выставлены на продажу в следующем году. Они справедливо считают, что нельзя продавать курицу, которая несет золотые яйца. Горький урок уже имеем — “Криворожсталь”. Вырученных денег давно уже нет, но нет и сотен миллионов гривень, которые ежегодно приносил этот комбинат в казну государства.

Антикризисная коалиция и Кабмин свой шаг сделали. Теперь слово за президентом.