№ 174 от 28 ноября 2006 г.

Вызывайте Снегурочку! Платит государство

Широкий общественный резонанс вызвали факты, которые были обнародованы на  прошлой неделе на расширенном заседании правительства с участием руководителей фракций антикризисной коалиции, спикера парламента, народных депутатов. Как заявил в своем выступлении премьер Виктор Янукович, с начала года «коррупционер сожрал девять миллиардов гривень». В прежние, советские времена растрата в таких масштабах могла бы
«потянуть», как минимум, на пять тысяч «расстрельных» дел, заявил  Александр Мороз. А лидер партии коммунистов Петр Симоненко во время встречи с коллективом редакции «Рабочая газета» посетовал, что, к сожалению, на заседании правительства не присутствовал прокурор, который мог бы сразу выводить из зала по направлению «куда следует» героев коррупционного скандала.

Редакция намерена на этой неделе опубликовать
по данной тематике серию материалов.
Первый из них представляем вашему вниманию.

 

Уже на следующий день после заседания резонансного заседания правительства наша газета опубликовала сообщение “Тема для прокурора”. И сразу стали поступать обращения читателей в редакцию с просьбой рассказать, кто же персонально причастен к разбазариванию государственных средств. Это еще актуально и в связи с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Ведь мэры больших и малых городов напрямую связывают повышение цен на услуги ЖКХ с повышением цен на энергоносители.

А это уже непосредственно касается нефтегазового комплекса страны, от деятельности которого во многом зависит не только будет ли тепло в наших домах, но и наполняемость госбюджета. Важное место в этом комплексе занимает Национальная акционерная компания “Нафтогаз України”. В то же время, по словам заместителя Генерального прокурора Украины Татьяны Корняковой, прежнее руководство НАК показало  пример циничного разбазаривания средств.

Одни мерзнут,
другие жируют

Надолго запомнят прошлый январь жители Алчевска, которые остались в морозы без тепла. Жители мерзли, а власти страны с трудом изыскивали средства для ликвидации масштабной аварии в теплоснабжении этого города. Но в это же самое время миллионы гривень государственных средств тратились не по прямому назначению, зачастую же просто разворовывались. Как заявляет председатель Главного контрольно-ревизионного управления (ГлавКРУ) П. Андреев, “количество и масштабы финансовых нарушений как в бюджетной сфере, так и в государственном секторе экономики приняли настолько угрожающие размеры, что наносят угрозу эффективности управления государственными финансовыми ресурсами.

Да это видно, к примеру, по деятельности прежнего руководства “Нафтогаз України”. Январь 2006 года. Не только из Алчевска, но и из многих регионов страны приходят неутешительные сообщения по поводу обогрева жилых домов. А в это время, точнее 5 января, руководство НАК, которую тогда возглавлял нынешний нардеп Алексей Ивченко, на пару с руководством Минтопэнерго, которым руководил Иван Плачков, вместе с семьями (всего 15 человек) отправляются на специально заказанном и оплаченном на госсредства самолете ТУ-134 праздновать православное Рождество на Ивано-Франковщину. А затем из Киева в Ивано-Франковск вылетел уже Як-40, который доставил в Одессу двух пассажиров (Плачков, Плачкова) и 9 января вернулся порожняком обратно, чтобы забрать оставшихся пассажиров и доставить их в киевский аэропорт Борисполь. На оплату перелетов компания заплатила 170 тысяч грн.

К слову, на две недели раньше эта руководящая верхушка уже летала в Прикарпатье на Рождество, но католическое. Официальный повод — участие в совместном заседании коллегии Львовской облгосадминистрации. Понятно, никакого заседания не было, поясняет Генпрокуратура, но полет на Ту-134 состоялся, а значит, за него компания выложила еще 125 тысяч грн. В списке пассажиров значились — Плачков, Плачкова, Ивченко, Ивченко, Малярчук, Малярчук, Лопушанский, Лопушанская и др. Понятно, что это не однофамильцы, а члены семей-руководителей, всего 30 человек.

Опыт эксплуатации авиарейсов за счет госсредств здесь накоплен солидный. Интересным был, к примеру, рейс 7 октября 2005 года Борисполь—Внуково—Борисполь. На борту находился всего один пассажир — бывший зам. председателя “Нафтогаз України” Петрук. Говорят, у богатых свои причуды, им не возбраняется летать в салоне самолета в гордом одиночестве, но не за счет же государства. А в данном случае компания выложила за рейс 67 тысяч грн. Всего же проверяющие насчитали в 2005-2006 гг. 80 чартерных рейсов, на которые из бюджета НАКа ушло 14 млн грн.

Миллионы летят,
как листья с деревьев

У читателей может сложиться впечатление, что высокие чиновники, возглавляющие компании, в доле которых имеется значительная часть госсредств, праздники отмечают лишь где-то на выезде, подальше от посторонних глаз. Ничего подобного. Руководители того же “Нафтогазу” и его дочерних компаний не только дважды отпраздновали Рождество в Прикарпатье, но и красиво погуляли на Новый, 2006 год в столице, разумеется, не за свои кровные. Только на приобретение украшений и оформление помещений руководство “Нафтогазу” отвалило 800 тысяч грн, в том числе на приобретение трех снеговиков 150 тысяч.

А руководитель компании “Газ Украины” не пожалел (за счет компании) целый миллион гривень. Один фуршет потянул почти на 350 тысяч грн. Развлекали участников праздника нанятые фотомодели, выступавшие в роли снегурочек. Их услуги и костюмы обошлись в 54 тысячи грн. Дорогостоящие наряды затем “растаяли” вместе со снегурочками.

С таким же шиком отмечало прежнее руководство НАКа
8 Марта, Масленицу, и, конечно, же свои профессиональные праздники. Летели миллионы, как осенью листья с деревьев. Только в сентябре 2005 года на организацию и проведение своего профессионального праздника “Нафтогаз” перечислил двум коммерческим структурам свыше 5 млн грн. При этом неединичными были случаи, когда НАК направляла средства фиктивным структурам или же за фиктивные услуги. Более 120 млн грн было перечислено в счет оплаты за туркменский газ обществу с ограниченной ответственностью “Корфакс”, зарегистрированному в селе Ульяновка Киевской области. Это предприятие в мае с.г. прекратило свое существование. Еще 2,3 млн грн были перечислены НАКом аудиторской фирме “Де Визо” за консультативные услуги в течение полугода, которые предоставлялись в телефонном режиме и не подтверждены ни одним документом. Кроме того, одному из турагентств было перечислено более 15 млн грн за будто бы оказанные рекламные и туристические услуги. Еще 39 млн грн было перечислено за фиктивные юридические услуги обществам “Априори” и “Юридическое бюро”.

НАК оплачивала участие представителей коммерческих структур в международных семинарах , что обошлось компании в 4 млн грн, об использовании которых не было представлено никакого отчета.

Убытки росли,
как снежный ком

А какую трогательную заботу проявляли газо-нефтяные руководители о себе и своем близком окружении. Нередко здесь премии выписывались по нескольку раз в месяц. Так с ноября 2005 по март 2006 года на эти цели в “Нефтегазе” было потрачено 4,4 млн грн. А в компании “Газ Украины” работникам выплачивалось даже до 25 видов различных премий, компенсаций, других надбавок. Зарплата ее руководителя Болкисева в отдельные месяцы достигала 90 тысяч гривень.

А может, прибыли “Нафтогаза” и ее дочерних компаний с лихвой покрывали все эти огромные затраты? Увы. Оказывается, общие убытки в целом по “Нафтогазу” на первое полугодие 2006 года превысили 2 млрд грн. Столь плачевное финансовое состояние компании не позволяет ей, так сказать, за свои заработанные деньги полностью прокормить себя. Но, по видимому, выручают кредиты. Так, по состоянию на 1 октября сего года обязательства НАКа по кредитным соглашениям составили 309 млн грн и 1,8 млрд. долл. США. При этом проверяющие выявили очень интересный момент: посредникам, заключавшим эти договора, НАК выплатила комиссионные в сумме 23 млн долл. США.

Когда готовился этот материал, поступила очередная новость. НАК оформляет еще один кредит на сумму более полумиллиона долларов. За прошлые финансовые “грешки” придется расплачиваться уже новому руководству компании.

Коммерсанты в розыске

В ГлавКРУ и Генпрокуратуре Украины заявляют, что такого масштабного разворовывания государственных средств в системе нефтегазового комплекса правоохранительные органы еще не выявляли. Интересен в этом отношении факт со строительством газопровода. А дело было так. В соответствии с поручением бывшего руководителя НАК “Нафтогаз України” в ноябре минувшего года облгазами Львовской, Ивано-Франковской, Черновицкой, Волынской, Закарпатской областей были заключены договора, в соответствии с которыми трем коммерческим структурам, которые находились в Киеве, было перечислено 410 млн грн на строительство газотранспортных сетей. Однако когда Генпрокуратура совместно с прокурорами областей начала выборочную  проверку использования этих средств, выяснилось, что, к примеру,  газопровод в Черновицкой области был построен на государственные средства, а также за деньги населения. Выделенные средства коммерсанты прикарманили. Между тем когда начались проверки, коммерческих структур и след простыл.

А пример с закупкой котлов словно выхвачен из фильма “Место встречи изменить нельзя”. Помните, в нем есть эпизод с бабушкой — “божьим одуванчиком”, которая сидела у телефона и отвечала, что ничего не знает. В приводимом здесь случае дело было примерно так же. В начале 2006 года “Газ-тепло” (бывший руководитель Бублик) внедряла программу “Родной дом”, на выполнение которой под гарантию “Нафтогаза” был получен кредит на приобретение котлов на общую сумму 56 млн грн. Когда началась проверка, оказалось, что котлы на сумму в 26 млн уже исчезли. Это оборудование списано в Симферополь на коммерческую структуру. Кинулись ревизоры по указанному адресу, и выявилось, что это всего лишь 2-комнатная квартира, в которой проживает бабуся, которая и знать ничего не знает ни про какие котлы.

Как стало известно редакции, три месяца Кабмин, а также Антикризисная коалиция при непосредственном участии ГлавКРУ, Генпрокуратуры готовились к упомянутому выше заседанию правительства. Примеров нецелевого использования госсредств правоохранители накопали немало. Но оппоненты правительства и Антикризисной коалиции уже заявили, что мол, доклад ГлавКРУ, как и данные Генпрокуратуры — это не что иное, как политический заказ. Однако, если факты достоверны, то о каком политзаказе может идти речь? В таком случае свою правоту по приведенным выше фактам должны будут уже отстаивать правоохранительные органы. И если докажут, то виновные должны понести наказание. И время покажет, бумажная ли это началась борьба с коррупционерами или же последуют какие-то конкретные меры.

Информация для размышления. 9 млрд грн потрачено не по назначению, в то время как дефицит бюджета нынешнего года составляет 7 млрд грн. Эта дыра в бюджете затруднила выплату пенсий военным, зарплату бюджетникам, выполнение других социальных программ.