№ 164 от 09 ноября 2006 г.

Школа, которую мы терям

Об авторитетном человеке часто говорят, что у него были хорошие учителя. Видимо, отсюда и пошла пословица: “Дерево и учитель узнаются по плоду”. Учитель по сути своей — это не только ключевая фигура в образовательных процессах, но и духовный наставник в обществе. Совсем не случайно Отто Бисмарк, осознав величайшую общественную значимость учительства, заявил: “Дайте мне тысячу учителей, и я за десять лет создам другую, новую Германию”.

А кто сегодня создает новую Украину? Реформа накрыла и систему отечественного образования. Да так, что катастрофически упал престиж учительского труда. В системе образования остались либо фанаты своей профессии, либо... А ведь говоря словами одного из литературных персонажей, “школа любви начинается с учителя...”. Мудрые слова, но они никак не вписываются в реалии сегодняшнего дня.

С каждым годом все больше и больше школа утрачивает свои исторические корни, забыт (скорее всего, преднамеренно) богатейший педагогический опыт, накопленный, начиная со второй половины XIX века (Ушинский, Водовозов, Вахтерев, Тихомиров, Венгеров, Пирогова) и кончая XX веком (опыт советской школы и педагогов-новаторов — Сухомлинского, Макаренко, Ващенко, Русовой, Захаренко, Гузык, Шаталова и др.). А ведь еще в 50-е и 60-е годы прошлого столетия весь мир признал нашу школу лучшей и передовой. Вспомним, какой шок испытала хваленая и высокомерная Америка после успешного запуска первого искусственного спутника Земли и особенно после первого полета в космос Ю.А.Гагарина. Американский президент Дж. Кеннеди вынужден был создать чрезвычайную экспертную комиссию по изучению опыта работы советской школы. После этого началось к нам настоящее паломничество. В срочном порядке были переведены на английский язык лучшие советские учебники (по математике, физике, химии), по которым переучивались американские школьники и студенты. А в американской прессе появилась любопытная статья под заголовком “Почему американский Джонни знает меньше и хуже русского Ивана”?

Одной из главных причин деградации системы образования, по моему убеждению, стало разделение на элитное и “для серой массы”. Ян Амос Коменский, считавший школу мастерской гуманности, в своей “Великой дидактике”(1632 г.) провозгласил врожденное право каждого на доступное и основательное обучение и страстно призывал “учить всех всему: богатых и бедных, умных и глупых, радивых и ленивых, мальчиков и девочек, горожан и селян”. Эта величайшая гуманистическая идея была реализована в “Законе о среднем всеобуче” в 50-80-е годы в Советском Союзе.

Ныне же, несмотря на провозглашенное в Конституции Украины право на доступное и бесплатное дошкольное, полное среднее, профессионально-техническое, высшее образование, система образования постепенно становится платной, что делает ее фактически недоступной для “низов”. А что творится в вузах, где плата за обучение буквально галопирует! Если так пойдет и дальше, то скоро мы по стоимости обучения “переплюнем” самые богатые страны мира. А какая коррупция царит в наших вузах, какое по размаху взяточничество!

Платное образование, наличие так называемых школ нового типа, по сути, оставляют за бортом способных, одаренных детей из малообеспеченных семей. Этого уже не скрывают даже чиновники от образования. Например, начальник управления образования и науки Киевской городской государственной администрации Л. Гриневич заявляет: “В Киеве есть дорогие и престижные школы, гимназии, лицеи, которые посещают дети богатых людей, и одновременно много бедных школ, которые имеют плохие условия и мизерные средства”.

А сколько детей вообще нигде не учатся? По статистике около 30 тысяч, реально намного больше. Что с ними будет и кто из них вырастет? Кого это волнует? Еще в конце XIX века Л.Н.Толстой спрашивал: “Сколько же гибнет в народе Ломоносовых, Магницких, Остроградских — кого прежде спасать? Как бы не потерять кого”!

Но мы-то сегодня  теряем! Практически утрачены достижения в воспитательной работе. Вспомните, каждый учитель бесплатно вел внеклассную работу со своими учениками. За многие годы сложилась система разно­образных форм и видов внеклассных занятий: кружки, клубы по интересам, спортивные секции, олимпиады, конкурсы, спартакиады; самодеятельные школьные театры, киностудии, оркестры, ансамбли; малые школьные академии, филармонии, ученические производственные бригады, хозяйства, лесничества, зеленые и голубые патрули. Эти занятия радовали школьников, обогащали и развивали, готовили к сознательному выбору профессии. Многие педагоги были энтузиастами этой работы. И сами совершенствовались в ней!  Так было.

Сегодня школьный учитель не хочет и не может бесплатно заниматься внеклассной работой. Вместо этого школьникам предлагаются платные дополнительные услуги: кружки, секции, школы искусств. Малоимущие родители ломают головы над тем, где взять деньги на оплату этих “услуг” своим чадам? Последним остается получать бесплатные “услуги” у подъезда, во дворе, на улице и становиться на учет в органы по делам несовершеннолетних. Так растет детская и подростковая безнадзорность и преступность.

Сегодня говорят: школа должна воспитывать и готовить активных граждан, способных реализовать себя. Любой ценой. Идеалом и кумиром для многих школьников и молодых людей стал “американский образ жизни” с его культом наживы и денег, престижных и модных вещей, сексом и наркотиками, жестокостью по отношению к слабым, бедным и беззащитным. Кого же растит и какую смену готовит школа сегодня?