№ 164 от 09 ноября 2006 г.

«Юбилей — это тоже форма обучения»

Кременчугскому педагогическому училищу имени А.С.Макаренко в этом году — 75. Со дня основания. Когда-то оно называлось Лохвицким и имело статус техникума, потому что по приказу наркома образования УССР “выросло” из техникума советского строительства. Сейчас всего лишь училище, но, в сущности, современное заведение с прекрасными учебными корпусами, спортзалами, библиотекой, богатым книжным фондом, мощной компьютерной базой, военным лицеем. Желающие могут именно здесь получить заочно высшее образование — база позволяет. Фантастика, по нынешним временам, но учеба и питание — бесплатные. Есть комфортное, уютное общежитие.

За время существования из стен этого заведения вышли около 20 тысяч специалистов. И вот как раз о “плюсах” и “минусах” современного образования мы разговариваем с директором училища, заслуженным работником образования Украины, депутатом областного совета, председателем комиссии областного Совета по вопросам образования Иваном Гальченко.

— В Украине существуют две формы обучения — государственная и частная. На Ваш взгляд, конкуренция не мешает?

— Образование — это такая же услуга, как и те, которые предоставляет, например, магазин. Есть у меня сотня гривень. Приобрету я на эти деньги все, что мне нужно? Представьте, что в магазине продавцы сами предлагают товар на вашу сотню. Вот и современное образование должно перестроиться и предлагать именно то, что необходимо абитуриенту или учащемуся, на что есть спрос. Что касается частного образования, то мне не известны такие заведения в Украине, которые бы отвечали общегосударственному уровню учебы. Я не знаю частных заведений, которые могли бы конкурировать, например, с нашим училищем. Уверен, что во многом популярность частного образования — это дань моде. Громкие названия — “международный...”, “европейский...” Поверьте, не все что продается, стоит того.

— То есть это подмена понятий?

— Не совсем. К этому явлению должно сформироваться трезвое отношение: не может за несколько лет открыться тридцать или пятьдесят полноценных вузов. Учебное заведение — это не только помещение и преподаватели. Это, в первую очередь, традиции! Годами складывается наука, собирается библиотека, разрабатывается стиль самого преподавания... Одно дело — опытный преподаватель, и совсем другое — опытный вуз. На это нужны десятилетия, а то и столетия. А сейчас что? Сегодня здесь детский сад, а завтра — уже университет...

— Семьдесят пять лет достаточно для приобретения опыта?

— Да, это почтенный возраст. И, обратите внимание, мы не меняем свой статус — училище и все. Не “прогнулись” и под Болонскую систему. При всех недостатках и плюсах этой системы, считаю, что в нашей стране сохраняется самодостаточная система государственного образования.

— Есть случаи, и это, к сожалению, уже печальная статистика, когда выпускники педагогических заведений находят себе работу за рубежом обычными нянями... Как реализуют себя ваши выпускники?

— Восемьдесят процентов(!) находят работу по специальности. Особым спросом пользуются воспитатели дошкольных заведений. Спрос огромный, но маленькая зарплата. Многие идут в гувернеры — в день там платят до двадцати долларов... И все работающие учатся у нас заочно. В училище есть консультпункт Глуховского пединститута. Здесь преподает глуховская профессура. Был у нас и филиал Полтавского педагогического университета, но... не выдержал конкуренции.

— Вы уже почти двадцать лет являетесь директором училища. Интересно, какими были раньше и какие сейчас абитуриенты?

— Современные дети намного умнее, но и работать с ними сложнее. Как учитель физики, я когда-то показывал на примитивных опытах примеры реактивного движения — дети были в восторге! Сейчас их уже ничем не удивишь! Какие выводы? Если мы не современны, то потеряны для своих учеников.

— Все это технические моменты. А как относительно Умного, Доброго, Вечного?

— Если в прямом эфире мы слышим ложь от первого лица, как же учителю говорить о вечном?.. Что касается умного, доброго, вечного, а также совести, честности, порядочности, то я с печалью констатирую: для многих эти понятия уже не первостепенны. И это достаточно ощутимо. Я, например, в свое время не мог отцу или матери сказать “Ты” — только “Вы”! Поэтому учителю, особенно в сегодняшней ситуации — и политической, и нравственной, — непросто.

— Скажите, Вы можете выделить учителя среди других людей?

— Мгновенно! Человек, который преподает, — спокойный, уравновешенный. Но бывают и самоуверенные. Раньше перед учителем снимали шляпу, потому что он нес знание, информацию. Сегодня, к сожалению, учитель далеко не всегда является авторитетом в обществе. Рабочий класс распылен, колхозное крестьянство почти уничтожено. Если еще шахтеров “добьют”... Не останется вообще движущей силы, которая могла бы противостоять заполонившему все вокруг беспорядку.

— Случайно я услышал разговор двух студентов возле спортзала. Первокурсник восторгался тренажерным залом — там есть все самое необходимое. А второй сказал, что это благодаря директору, если бы не он, то ничего бы не было. Так Вы авторитетный человек!

— У нас все преподаватели — авторитеты. А что касается спортзалов, то у нас их два, и многие студенты всерьез занимаются спортом.

— Есть ли среди них олимпийские чемпионы?

— Олимпийских еще нет, а чемпионка Европы по вольной борьбе уже есть. Я, кстати, сам когда-то занимался спортом и к таким студентам у меня особое отношение.

— Делаете в учебе для них поблажки?

— Скажем так, веду политику содействия таким детям, которые на различных уровнях представляют наше педучилище. Это наша гордость, и мы всячески помогаем им. Это не только спортсмены, но и студенты-музыканты, певцы, ведь спортом и художественной самодеятельностью у нас занимаются многие дети.

— А как отдыхает директор педагогического училища?

— В моем родном селе Калениках живет моя мама. Каждую неделю я у нее. Работаю в огороде, иногда рыбачу. Еще поддерживаю местную школу. Подарил для них компьютерный класс и содержу его. Это мои приятные заботы и мой отдых. А праздники... Вот на юбилей соберется большая-большая семья... Организуем отдельный торжественный день, всех, кто учился здесь и работал, отметим с любовью. А любить — это тоже большая наука.