№ 159 от 01 ноября 2006 г.

Ужасы каменецких подвалов

НАВЕРНОЕ, с каждым такое иногда случается, когда рутина настолько затягивает, что хочется хоть на сантиметр, но выбраться из нее. Случилось и со мной такое. Поскольку свободного времени было катастрофически мало, а денег еще меньше, то ничего больше не оставалось, как воспользоваться услугами всемирной паутины — Интернета. И вроде не специально, но открылась передо мной статья о самых страшных музеях мира, экспонаты в которых связаны с пытками и человеческой смертью.

Естественно, статья была украшена снимками орудий, таких, как “испанский сапог” из Мдинского музея, щипцы для вырывания ногтей и зубов, стулья с лезвиями из музея в Вене, рубахи-костоломы... Самыми безобидными мне показались снимки фигурок чертиков из музея в Каунасе, так и захотелось сказать: “Тысяча чертей!”. Рассматривая фотографии из разных уголков Европы, я вспомнил, что у нас в Украине тоже есть такие “достопримечательности”.

Этим летом мне повезло побывать в музее средневековья — старой крепости в Каменце-Подольском. С рекламного снимка кажется, что это действительно непреступная крепость с бойницами и смотровыми башнями, которую не сломили войны. Но когда смотришь, как говорится, в жизни, вся мощь “теряется”, особенно на фоне современных зданий. Да и на самом деле крепость не такая уж большая. Наверное, правда, что великий богатырь Илья Муромец был ростом 160 сантиметров. А представьте, какой рост был у обычных людей! Свидетельством этого является комнатушка, в которой не раз заточали Устима Кармелюка. Современный мужчина ростом 170-180 см и весом в 80-85 кг там бы помещался с трудом, а народный мститель умудрялся оттуда еще и сбегать.

Есть в замке и несколько комнат пыток, но особо страшных орудий там нет, они все перекочевали в специализированный музей, который находится вне крепости, но о нем позже. Так вот, самый большой каменный зал для мордований соединен маленьким темным коридорчиком с такой же темной комнаткой, куда без фонарика рискованно идти — можно ненароком расшибиться, поскользнувшись на каменном влажном полу. По страшным легендам экскурсоводов, этот пол настолько пропитался кровью, что не высохнет никогда, а в эту комнатушку сносили тела замордованных мучеников. Хотя это и легенды, все равно дрожь пробегает по телу. Но, выйдя из этой комнатки смерти, попадаешь на залитую солнцем центральную поляну замка и сразу как-то перестаешь верить в то, что здесь и вправду когда-то кто-то умер. Толпы туристов, вспышки фотоаппаратов, сувенирные лавочки и современные рыцари быстро возвращают в реальность...

Как оказалось, “главный” музей пыток расположен на центральной площади самого города. Как и полагается, находится в подвале. Но никакой вывески о том, что он там есть, нет. Зато большими буквами написано название кафе-бара, которое расположилось над музеем. И чтобы попасть в обитель страха, надо сначала пройти через настоящую “пыточную”, а именно через зал кафе, где выпивает и закусывает местная элита, наслаждаясь музыкой в стиле шансон. Это в корне меняет впечатление. Но самое неприятное — запах. Уж лучше бы там пахло воском и расплавленным свинцом, атрибутами, обязательными для пыток, чем дымом дешевых сигарет и жареным луком. Думаю, от такого запаха все бы во всем признавались и сразу. В самом музее тоже не так уж и страшно, три восковые фигурки, кандалы, вколоченные в стену, пара каких-то железок и скелетик за решеткой. Пожалуй, единственное, что может напугать в музее, так это звук механизма, который поднимает этот скелетик с пола и вытягивает во весь рост.

Не знаю, как в европейских странах ведется музейное хозяйство, но у нас же, впрочем, как и во всем, нет никакого порядка и желания привлечь туристов. А потому средневековые пытки по сравнению с сегодняшней повседневной жизнью кажутся такими безобидными.