№ 143 от 04 октября 2006 г.

«Не убивайте!»

«Не убивайте!»   Так кричал второй пилот разбившегося под Донецком 40 дней назад Ту-154, следовавшего из Анапы в  Санкт-Петербург. Специалисты расшифровали черные ящики авиалайнера, и оказалось, что экипаж в первые минуты даже не понял, что самолет падает, а не снижается. По мнению экспертов, если бы летчики смогли правильно оценить ситуацию, а тем более знали, как из нее выйти, то самолет, возможно, удалось бы спасти.  Последние минуты полета уже воссозданы. “Забираясь вверх, самолет вынужден был резко увеличивать угол атаки (задирать нос). В таком положении машина делается неустойчивой, и достаточно небольшого вертикального порыва — а в грозовом облаке их сколько угодно — чтобы самолет попал в режим сваливания и стал неуправляемым. Это и произошло на 35-й секунде. На 36-й секунде, пытаясь сохранить высоту, командир берет штурвал “на себя” и такую же команду дает экипажу. Это — явная ошибка. Нужно было делать все наоборот: давить “от себя”, чтобы самолет опустил нос, начал падать, а затем, снова набрав скорость, вышел из режима снижения”, — считает бывший заместитель начальника Российского ГосНИИ гражданской авиации, летчик-испытатель и один из ведущих специалистов в области авиационных расследований Владимир Герасимов. И тем не менее он не возлагает всю вину на летчиков, а предлагает искать виновных на земле — среди тех, кто учит пилотов. “Сегодня в гражданской авиации само понятие “организация летной работы” разрушено. Раньше ею занималось Управление летной службы — в 90-х его уничтожили, теперь учить пилотов некому. Уверен, что погибший экипаж даже не знал, какие конструктивные и аэродинамические особенности имеет Ту-154”, — подытожил эксперт.