№ 143 от 04 октября 2006 г.

Почему затягивается ценовая петля?

Наш собеседник начальник Главного управления по вопросам ценовой политики КГГА Василий Иванович Яструбинский.

— Василий Иванович, на пороге зима, которую прогнозисты обещают очень холодной. А жилищный фонд к ней не готов. Тревожит и то, что вы поднимаете жилищно-коммунальные тарифы. На каком основании?

— Здесь следует уточнить. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Киеве утверждены еще в прошлом тысячелетии и фактически с тех пор не менялись. В частности, на холодное водоснабжение они действуют с 1999 года, квартирную плату — с 2000-го. Между тем в экономике страны произошли значительные перемены. Индекс инфляции (1999-2005 гг.) составлял 110 процентов. То есть существующие тарифы сегодня не возмещают и половины расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства. В то же время средний размер пенсии с 1999 года вырос почти в семь раз (соответственно с 81,70 грн до прогнозируемых на конец этого года 545,80 грн). Если минимальный размер зарплаты в 1999 году составлял 74 грн, то на конец 2006 года он составит 400 грн. Так же вырос и уровень средней зарплаты в Киеве: в 1999 году — 302,60 грн и прогнозируемый на конец текущего года — 1709 грн. Хотя фактически она достигнет 2000 грн.

А стоимость горюче-смазочных материалов, запасных частей, коагулянтов и тому подобное растет несколько более высокими темпами. Все это привело к тому, что потери к покупательной способности по существующим тарифам составляют половину, а то и три четверти цены. То есть предоставляющие услуги предприятия несут реальные убытки, которые частично покрываются из бюджета. А остальное перекрывается за счет снижения надежности и качества предоставляемых услуг, что, конечно, вызывает справедливые нарекания со стороны населения. Например, минувшей зимой поступало немало жалоб на отсутствие горячей воды или ее недостаточный подогрев, низкую температуру в квартирах (почти в тысячи столичных квартир она была на уровне плюс 12 градусов).

— Получается, повышения тарифов нам не избежать?

— Их диктуют обстоятельства. Расходы на холодное водоснабжение с учетом регламентных работ (очистка, подача, резервный запас, зарплата работников, обновление основных фондов) увеличились в четыре раза. Тем не менее мы поднимаем тарифы в 3,6 раза. То есть, если в настоящее время плата за воду составляет 82 коп. за кубометр, то в проекте она будет составлять 2,94 грн.

— А что в основе трехкратного повышения квартплаты?

— Ее нынешний размер был установлен в мае 2000 года. В среднем по городу на содержание одного квадратного метра жилья оплачивается 43 коп. Этих средств не хватает даже на зарплату работникам жэков, потому что реальная средняя стоимость расходов на содержание одного квадратного метра жилья сегодня составляет 1 грн 05 коп. Поэтому разница “зависает” долгами жэков, за обслуживание лифтов, тепло, воду, вывоз мусора и тому подобное. Незначительные средства, которые находятся в обороте в жэках, тратятся в так называемом “ручном режиме”, то есть на латание дыр: где течет, где прорвало, где невозможно отложить на потом...

Если поднять квартирную плату до уровня себестоимости, то с учетом НДС и необходимой прибыли ее средний уровень будет составлять 1 грн 40 коп. Это значит, что владелец квартиры площадью 62 м кв. будет платить квартплату на уровне 60-90 грн.

— А является ли это гарантией, что зимой в квартирах будет тепло и горячая вода?

— Это вопрос...

Вопреки здравому смыслу, мы, в угоду порочной ведомственной политике “Киевэнерго”, платим за мифические гигакалории. Таким образом “дохозяйствовались” до того, что жилищные организации еще и задолжали жильцам за оказанные (на бумагах) услуги по отоплению и горячему водоснабжению полмиллиарда гривень.

В Киеве большинство бойлеров принадлежит “Киевэнерго”, часть находится на балансе жэков, ЖСК и ОСББ. Существуют санитарные требования, правила. За качество горячей воды отвечает тот, кто эксплуатирует тепловые установки. Для смягчения воды в тепловых сетях должен применяться целый ряд ингредиентов. Однако уже лет десять их не добавляют в воду, которая должна еще и регулярно проверяться на температуру, цвет, мутность, запах, содержание железа, наличие химических веществ и тому подобное.

Хотя во всех странах подобные предприятия покупают холодную воду и продают теплую. У “Киевэнерго” своя политика. Они хозяйствуют как монополисты. Это надо менять. Уже в середине августа были приняты новые тарифы на эти услуги (правительство в июле утвердило соответствующий порядок расчетов), и мы введем в Киеве инструментальный учет тепла, как это происходит с холодной водой.

— То есть вы сознаете как это бьет по карманам сограждан?

— Безусловно. По статистике,  20 процентов населения столицы получает зарплату на уровне минимальной. Изучили этот контингент, и выяснилось, что это в основном... частные предприниматели. Реальная заработная плата в Киеве в два, а то и в три раза выше официальной.

Совсем другое дело социально незащищенные категории населения — инвалиды, пенсионеры. Для них существует уже отработанный механизм субсидий. И если плата за квартиру и коммунальные услуги превышает 20 процентов совокупного дохода всех членов семьи (15% — для инвалидов и других льготных категорий), тогда оформляется субсидия — адресная помощь на льготную оплату за жилищно-коммунальные услуги.

— Василий Иванович, прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с оплатой городского пассажирского транспорта.

— Здесь то же самое, что и с жилищно-коммунальными тарифами. Если бы их своевременно, еще в 2004 году, когда была разработана методика, повысили, то сегодня бы мы имели обновленный и пополненный парк автобусов, троллейбусов, трамваев, и запасные части, и нормальный график движения, то есть комфортные, качественные услуги. Однако за политическими лозунгами и лоббированием интересов частных перевозчиков лишили людей возможности ездить в нормальных условиях на муниципальном транспорте. И теперь единичные автобусы и троллейбусы перевозят льготников, а остальных пассажиров — частные маршрутки.

В настоящий момент Госстрой и Минтранс Украины разрабатывают новые методики и, думаю, что со следующего года мы все же сможем ввести новые тарифы на проезд в городском пассажирском транспорте, что позволит путем закупки достаточного количества автобусов, троллейбусов, трамваев и поездов метрополитена внедрить европейские стандарты перевозки киевлян и гостей города с соблюдением графиков движения высокого уровня комфорта.