№ 133 от 15 сентября 2006 г.

Школа будущего: за и против

Сколько стоит интеллект?

Столичная школа № 290 — первое в Украине среднее учебное заведение, в котором привычную и  не всегда эффективную информатику заменят  современные инновационные технологии, разработанные корпорацией “Майкрософт Украина” совместно с Министерством образования и науки, Главным управлением образования и науки г. Киева.

— Почему мы согласились на этот проект? — говорит директор школы Полина Замаскина. — Да потому, что при всем развитии современных технологий труд учителя остается , как правило, на обочине научно-технического прогресса. Учителя по-прежнему носятся с тяжеленными стопками тетрадей, а из подручных средств имеют лишь доску,  белые от мела руки да кучу учебников и методичек, которые нужно покупать, обновлять, где-то хранить. Новый проект предусматривает совершенно иные методики подготовки, обработки и подачи учебного материала, новые формы опроса и контроля знаний. Существуют тесты, которые можно выполнять на уроке или задавать на дом, возможно дистанционное обучение для заболевших учеников. И учитель, и ученик, и родители смогут пользоваться  виртуальной биб­лиотекой, заходить на форум портала, чтобы познакомиться с опытом других специалистов, пообщаться с психологами по любому вопросу.

Одна из основных задач проекта, по словам генерального директора компании “Майкрософт Украина” Валерия Лановенко, — повысить “уровень знаний и навыков владения цифровыми технологиями”. Участвуя в проекте “Современная школа”, дети научатся использовать преимущества, которые дают информационные технологии.

Безусловно, Украине нужна современная школа. В последние годы развитие общества идет таким образом, что наиболее дорогим товаром становятся не только природные ресурсы, но и интеллектуальные ценности. Кто сегодня наиболее успешен в современном мире? Нефтяные магнаты? Да. Но и Билл Гейтс с компанией “Майкрософт”, которая производит интеллектуальные ценности, используя для этого в качестве главного инструмента интеллект.

Под «колпаком» компьютера

С появлением Интернета наша жизнь переменилась. Но психологи и социологи  еще только пытаются определить, к каким социальным последствиям приведет реализация глобальных сетей, пропускная способность которых в тысячу раз превышает привычные нам нормы. В новом тысячелетии соблазнительно применять лозунг “Вон старое, дорогу новому”  ко всему, в том числе и к технологиям. И все же необходимо понимать, будут ли перемены благотворны для общества.  

Наверное, учителям школы № 290 повезло. Отныне их руки будут свободны от тяжелых стопок тетрадей и чисты от мела. Вместо обычной школьной доски будет использоваться интерактивная, вместо тетрадей — компьютер. Новейшие информационные технологии обучения позволят им во много раз повысить КПД своего труда. Принцип систематичности приведет к тому, что учебный материал будет запоминаться в большем объеме и более прочно. Принцип наглядности пробудит активизацию всех органов чувств, а чем  разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается.

Наверное, повезло и ученикам. Вместо надоевших тетрадок — современные компьютеры и чувство собственной причастности к глобальным мировым сетям.

А уж как повезло родителям! Отныне те из них, кто не имеет времени часто бывать в школе (а таких сейчас подавляющее большинство), смогут с успехом получить всю информацию по компьютеру: текущую успеваемость своего ребенка, расписание занятий, объемы и сроки домашних заданий, мнение учителя о своем чаде. Родители получат возможность пообщаться со специалистами, например, с психологами, не выходя из дома.

Все под контролем (так и хочется сказать, под колпаком) всевидящего компьютерного глаза.  Но почему-то вдруг вспомнились фантастические романы, моделирующие совершенный технологический мир, в котором живое общение заменено виртуальным, а миром правит всемогущий электронный мозг. И никуда не скрыться от всеобъемлющего контроля, потому что весь ты как на ладони на сайте, портале или как там еще называются все эти технологические изыски. А права человека, особенно ребенка, — пустой звук, которому нет наименования?

 Нет, конечно, все это не про нас. По словам участников проекта, школа по-прежнему остается школой со всем сложнейшим комплексом задач — от учебных до социально-общественных.

— Речь идет лишь о том, чтобы упростить некоторые моменты учительского труда, дать возможность развития учебного процесса  за счет применения информационных технологий. А все остальное остается незыблемым: родительские собрания, кружки, классные часы. Коммуникация “учитель — ученик” не будет нарушена ни в коем случае, — заверила Полина Замаскина.

Но ведь за первым этапом неизбежно наступит следующий. А за ним— следующий. Не случайно представители корпорации “Майкрософт” выразили желание и уверенность, что не за горами тот день, когда все украинские школы будут работать по этой системе. Разумеется, технический прогресс остановить нельзя. Но, наверное, следует задуматься о том, как сделать так, чтобы развитие новых технологий не шло вразрез с основной функцией школы — становлением личности, формированием духовного мира, умением слушать и слышать окружающих. Не случайно ведь психологи бьют тревогу: растет число детей, не умеющих общаться со сверстниками, предпочитающих виртуальный контакт, страдающих “компьютерной наркоманией”.

Пропорционально этому уменьшается доля тех, кто любит читать книги и ходить в театры. А может, не случайно школа так долго оставалась технически “отсталым”  заведением? И совсем уж крамольная мысль: стоит ли окончательно отказываться  от школьных тетрадей? Известны разработки, по которым специалисты с большим успехом реабилитировали инвалидов и детей с отклонениями в умственном развитии при помощи тактильных ощущений. Им предлагали шить, вышивать, нашивать пуговицы и много писать обычной шариковой ручкой.

Вероятно, необходимо иметь четкое представление о том, в каких рамках цифровые технологии могут служить серьезным подспорьем учителю, а где от них лучше отказаться. Свое слово должны сказать психологи, педагоги, ученые. Ведь в педагогике, как и в медицине, главный принцип — не навреди.

А вы как считаете, уважаемые наши читатели?