№ 116 от 02 июля 2011 г.

Их научили говорить и даже петь

Однажды поэтесса Лариса Рубальская написала стихотворение, в котором были такие строки: «Кто придумал светофор? Неизвестно до сих пор. Каждый делает, что хочет, все, что в голову взбредет. И однажды, между прочим, что-нибудь изобретет...» Стихотворение вызвало настоящий гнев критиков: «Что за ерунда! Не может быть, чтоб изобретатель светофора был неизвестен! И потом, что значит: делает все, что в голову взбредет?..» И перед автором строк о светофоре загорелся красный свет. О стихотворении надолго забыли. А ведь Рубальская была права…

Как «прадедушка» убил полицейского

СОВРЕМЕННЫЙ светофор – «устройство оптической сигнализации, регулирующее движение транспортных потоков и обеспечивающее безопасность пешеходов», имеет непростую и весьма запутанную историю, отмеченную даже трагедиями. Дошедшие до нас документальные свидетельства утверждают: самый первый такой аппарат был изобретен англичанином Джеем Найтом и установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне, неподалеку от здания Британского Парламента. Внешне он весьма отличался от знакомого нам устройства. Изобретатель «прадедушки» нашего трехцветного фонаря-регулировщика слыл специалистом по железнодорожным семафорам. Принцип, принятый в его ведомстве, он и перенес на городские улицы, где к конным экипажам стали быстро добавляться иные средства передвижения, и потоки транспорта уже надо было регулировать.

Светофор Найта управлялся вручную и имел два самых настоящих семафорных крыла. Если крылья располагались горизонтально – это означало «стоп»: проезд закрыт! Ну а когда крылья (под углом в 45 градусов) опускались, движение разрешалось. Кроме этого, на высоком железном столбе был подвешен газовый фонарь. С одной стороны он был закрыт красным, а с другой зеленым стеклом. В нужном направлении фонарь поворачивался специальной ручкой…

Зимний день в Лондоне короток. В темноте «крылья» светофора были не видны, а фонарь сам собой не поворачивался. Так вот, для частой смены световых сигналов «переключателем» служил… приставленный к столбу полицейский.

Проработал этот светофор-прадедушка недолго, меньше месяца: 2 января 1869 года газ в фонаре из-за чего-то рванул, полицейский был тяжело ранен и скончался в больнице. После этого «бобби» наотрез отказались дежурить у светофора. И более чем на сорок лет регулировка движения этим устройством прекратилась…

Дитя со множеством «отцов»

А В 1912 ГОДУ об этой идее вспомнил детектив городской полиции североамериканского Солт-Лейк-Сити 24-летний Лестер Вайр и изобрел первый в мире электрический светофор. Его детище уже больше походило на то, что мы видим ныне. Он сделал деревянный ящик с наклонной крышей и круглыми отверстиями, в которых находились стекла, выкрашенные красной и зеленой краской. Для того чтобы светофор был хорошо виден, ящик установили на длинном шесте. Змейками на специальную тележку из него спускались провода. Здесь и находился «пульт управления».

А еще через пару лет, 5 августа 1914-го, в американском городе Кливленде, на перекрестке авеню Эвклида и 105-й Восточной улицы появились светофоры, созданные Гарретом Морганом. Устройство негритянского изобретателя работало по тому же принципу, что и семафоры на железнодорожных разъездах. Но Морган придумал, как сделать, чтобы каждый сигнал (красный или зеленый) включался на определенное время автоматически. Системой руководил полицейский, сидевший на перекрестке в стеклянной будке.

«Свидетельство о рождении» — патент на изобретение, по принципу которого теперь работают все светофоры, Моргану удалось получить только в 1923 году. Чуть позже его систему усовершенствовали: если подъезжавший видел на светофоре красный свет, он гудел с помощью специального рожка. Сигнал доходил до полисмена в будке, и тот переключал свет. Только вот годилась эта система лишь до того момента, пока число автомобилей не изменило ситуацию, в которой мог свободно ориентироваться полицейский.

Юбилей украинского светофора

КАК ВИДИТЕ, у светофора в самом деле могло быть множество дней рождения. И на право называться его создателем могли бы претендовать многие. Однако пальму первенства все же отдали Гаррету Моргану, сделавшему так, чтобы переключение зеленого и красного света происходило автоматически, а 5 августа стали называть Международным днем светофора. Теперь об этом празднике знаете и вы.

Трехцветный светофор, к которому все так привыкли, первый раз заработал в 1920 году в Детройте и Нью-Йорке. Со временем эти устройства разошлись по всем континентам и странам. В Украине первый светофор появился в Харькове, и случилось это ровно 75 лет назад. Так что нынче почти пять тысяч светофоров, регулирующих движение в нашей стране, могут отмечать юбилей.

К славной дате наш светофор пришел обновленным. Его научили говорить и даже петь. Еще несколько лет назад в Одессе испытали первый в Украине «говорящий» светофор. Подобные устройства должны появиться для незрячих и в других населенных пунктах. Этот светофор будет громко приглашать пешеходов к переходу улицы и сообщать о том, сколько времени остается до включения запрещающего сигнала. Говорят, что такие устройства уже есть и в Запорожье. Причем здешние светофоры не только сообщают о том, когда можно переходить улицу, а когда лучше не спешить с этим, но и услаждают слух прохожих фрагментами произведений великих композиторов – Чайковского, Рахманинова, Шопена и Штрауса…