№ 116 от 02 июля 2011 г.

Пенсионный геноцид: о ком заботится правительство?

Парламент проголосовал за пенсионную реформу пока только в первом чтении. И хотя перед этим законопроект был отправлен на доработку, принципиальных изменений в него не внесено. Снова предложен перечень мер, которые призваны уменьшить дефицит Пенсионного фонда за счет поднятия пенсионного возраста для женщин, увеличения трудового стажа и так далее. То есть новый законопроект продолжил «лучшие» традиции старого.

КЛЮЧЕВОЙ ИДЕЕЙ законопроекта были и остаются непопулярные меры, которые неоднократно критиковались коммунистами. Не просто критиковались – депутатская фракция КПУ не голосовала за предложенный проект пенсионной реформы, предлагая свое видение пополнения бюджета Пенсионного фонда.

Понятно, что спешка с пенсионной реформой вызвана тем, что в середине июля истекает крайний срок на получение транша от МВФ. Но так ли нужно Украине (да еще и с такой скоростью!) набирать долги? Ведь не так давно все услышали из уст главы украинского правительства Николая Азарова такие слова: «У нас нет никакой потребности немедленно получать кредиты МВФ. У нас достаточно ресурсов, чтобы самим расплачиваться по своим внешним обязательствам».

Похоже, вице-премьер-министр – министр социальной политики Сергей Тигипко думает иначе, если заявляет, что Украина может оказаться в «преддефолтном состоянии» в случае разрыва сотрудничества с МВФ. Так кто из них прав? Правда, после этого высокопоставленный чиновник проговорился, что неполучение третьего транша станет «плохим сигналом для инвесторов».

Возникает логичный вопрос: для кого в таком случае задумана пенсионная реформа? Для народа Украины или чтобы просто красиво выглядеть на международном уровне? Понятно, что инвестиции стране нужны. Но почему-то на всеобщее обсуждение не был представлен научно обоснованный анализ необходимости того ярма, которое олигархическая власть вешает на шею всему народу в виде кредитов МВФ! Правительству нужна долгосрочная программа по оздоровлению экномики, необходимо не набирать внешние кредиты, а строить новые предприятия и создавать новые рабочие места. Кроме того, реально выводя зарплату из тени, правительство сможет увеличить поступления в Пенсионный фонд.

В правительственном проекте закона не заложены механизмы для увеличения бюджета Пенсионного фонда, которые бы привели к повышению пенсий. Недопустимой нормой, по мнению коммунистов, в этом документе также является повышение пенсионного возраста. Эта мера не приведет к наполнению Пенсионного фонда, а только отсрочит доступ к пенсионному обеспечению части людей. Это несправедливо, нелогично, жестоко и неразумно. Жестоко — потому что средняя продолжительность жизни в Украине на 10-15 лет меньше, чем в странах Европы, на чьи стандарты равняется господин Тигипко.

Мало того, следствием повышения пенсионного возраста станет рост безработицы среди молодежи. Только по официальным данным, в Украине 30 процентов молодых людей не могут найти себе работу. Еще процентов 30-40 работают не по тем специальностям, которые они получили в вузах. Ну а мы с вами понимаем, что люди предпенсионного возраста будут держаться за свои рабочие места, им надо заработать пенсию, тем более что в проекте реформы делается упор именно на три последних года работы. Отсюда и увеличение молодежной безработицы, а далее еще большая беда – наркомания, алкоголизм да просто нация без будущего!

Накопительная система, которая сегодня предлагается Тигипко, – абсурдна. Он пытается сделать ПФУ недоступным для простых людей. В условиях слабой украинской экономики, слабого юридического поля Тигипко предлагает перейти к системе, которая не будет работать.

Ведь в чем суть второго уровня реформы? Это создание личных накопительных счетов, куда люди будут перечислять часть своей зарплаты. Но в нынешних экономических условиях эта система вызывает много вопросов. Во-первых, в Украине не каждый человек может найти работу с достаточной зарплатой, чтобы и жить достойно, и делать отчисления на будущее. Кроме того, сильно недоверие людей к финансовым институтам, которые будут хранить и приумножать эти деньги. Видимо, понимая все эти нюансы, правительство и не торопится вводить второй уровень. И коммунисты тоже неоднократно заявляли об абсурдности этого шага и очередного слепого копирования пенсионной системы западных стран.

Пенсионные средства во всем мире с целью защиты от потерь и обесценивания вкладываются в государственные облигации и на депозиты, а в Украине вообще отсутствуют надежные финансовые инструменты для инвестирования пенсионных средств, тем более в условиях нестабильной финансовой ситуации. Это означает одно – бросить людей на произвол судьбы, в очередной раз обмануть их.

Коммунисты неоднократно предлагали правительству снизить уровень дефицита бюджета Пенсионного фонда при помощи других мер, в частности повышения налогов на высокие доходы, создания новых рабочих мест, принятия пакета мер по детенизации, выведения заработной платы из тени, национализации стратегически важных промышленных предприятий и отмены льгот для крупного бизнеса.

А предложения правительства в очередной раз направлены на то, чтобы добиться сокращения дефицита Пенсионного фонда за счет населения, не внедряя комплексных антикризисных программ. Спешка с пенсионной реформой, выполнение требований МВФ – лишнее доказательство того, что государственные чиновники играют в опасную игру с будущим страны, с будущим его народа.

С этим коммунисты не соглашались и никогда не согласятся.

Александр КОМНАЦКИЙ, первый секретарь Киевского горкома КПУ.