№ 104 от 11 июня 2011 г.

Чтобы Одесса стала центром

“Да разве можно преодолеть кризис и инфляцию, если закладываемые в областной бюджет жалкие проценты роста на деле оборачиваются падением производства”, — пишут в “Рабочую газету” наши одесские читатели.

А ведь прыгали и выше головы

– Горько видеть по телевизору манипуляции одесских бюрократов, доказывающих какими-то цифрами, что жизнь в регионе становится лучше, — говорил ветеран труда Андрей Ищенко. — Да и как же она может становиться лучше, если объем промышленного производства на Одесщине уменьшается — в первом квартале, по данным статистики, он упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,5 процента.

Ищенко работал инженером на Одесском заводе фрезерных станков и с гордостью вспоминает, как посланцы коллектива с каждой международной выставки в Ганновере привозили, как минимум, одну золотую медаль. А недавно в Одессе побывали представители немецкой фирмы, желая оформить заказ на партию фрезерных станков. Они испытали настоящее потрясение, узнав, что уникального фрезерного предприятия больше нет, а на его месте развернуто строительство элитных многоэтажек.

— Исчезновение завода особенно тяжело ударило по ветеранам, — подчеркивает Андрей Степанович. — Пока предприятие работало, мы имели возможность получить льготную 10-процентную путевку в санаторий. Ветеранов всегда приглашали на праздники, делали небольшие подарки, нередко выписывали и материальную помощь. Помогали в приобретении дорогостоящих лекарств. Сейчас мы лишены внимания и поддержки. А некоторые потеряли возможность улучшить свои жилищные условия. Ведь завод постоянно выделял средства на строительство, и часть ветеранов находилась в очереди на получение квартиры.

Печально, что стопроцентным сокращением трудового коллектива завершился приватизационный процесс и для Одесского станкостроительного завода по улице Канатной. Теперь в его административных помещениях и цехах разместились банк, ресторан, магазины.

— Завод выпускал высокоточные станки для приборостроительной и часовой промышленности, — говорит Ищенко. — Помню, как на международной выставке англичан поразило, что одесский станок дает резцом 12-й класс чистоты. Да что-то опоздали они оформить заказ. А когда собрались, от завода одно воспоминание осталось.

Над чем смеются иностранцы
Технолог “Электронмаша” Николай Журавок отмечает, что ему становится не по себе, когда местные бюрократы, встречаясь с иностранными гостями, произносят дежурную фразу: “Одесса не первый город в стране, но и не второй”.

— Услышав эти слова, — продолжает Николай Сергеевич, — гости вначале округляют глаза, а потом весело смеются. В такие мгновения мне кажется, что они смеются над нашими чиновниками и над всеми одесситами, допустившими уничтожение станкостроительных предприятий, приносивших славу не только Одессе, но и всей стране. Настораживает меня в последнее время и подход к формированию областного бюджета. Депутаты намечают в нем какие-то проценты роста производства, понимая, что в принципе можно записать все что угодно, поскольку на следующий год об этом забудут.

По мнению Николая Сергеевича, пробравшиеся на командные посты представители прихватизаторов могут поклоняться только идеологии расхитителей.

— Да как поднимется у них рука, — гудел от возмущения Журавок, — определять для региона, страны четкие приоритеты развития, если в таких случаях придется ударить по интересам олигархов, незаконно распоряжающихся украденной у народа собственностью, по интересам строительных магнатов, занимающих территории важных предприятий под торгово-развлекательные центры.

Верстая годовые бюджеты, считает Журавок и другие одесские специалисты, важно в первую очередь поддерживать восстановление в Одессе загубленного машиностроительного производства, выпуска роботизированных комплексов, технологических линий, работающих по безлюдной технологии. Именно такой подход, по мнению наших читателей, поможет вернуть Одессе былую славу, стать локомотивом, двигающим Украину по пути модернизации промышленности.

Забыли даже славу Давтяна

Мои собеседники называли и другие важные точки опоры для развития экономики края. Их возмущает, что в Одесском национальном университете нет средств на продолжение исследований по теме, давшей название знаменитой на весь мир научно-исследовательской лаборатории топливных элементов. Чтобы уже и вопросов никаких не возникало, собираются даже поменять ее название. А ведь наработки лаборатории, созданной профессором Оганесом Давтяном, 100-летие со дня рождения которого недавно отмечали ученые, представляют несомненную ценность.

Оганес Карапетович именно в Одессе выполнил ряд важных исследований по созданию катализаторов из дешевых и недефицитных материалов, а также конструкций низкотемпературных водородно-кислородных топливных элементов и батарей из них. Были созданы уникальные электрохимические генераторы, один из них мощностью в киловатт испытывался в Московском институте атомного машиностроения для снятия “пиковых” нагрузок на атомных электростанциях.

Хорошо известен также алюминий-воздушный аккумулятор для автомобилей УАЗ. В 1959 году в США был построен трактор, работающий не на двигателе внутреннего сгорания, а на батарее топливных элементов Давтяна. С 1964 года “элементы Давтяна” использовались во всех американских космических кораблях серии Gemini. Американцы признают, что без разработок Давтяна нога человека еще бы не скоро ступила на поверхность Луны.

Конечно, жаль, что местные и республиканские чиновники не задумываются над тем, что поддержка университетской лаборатории позволит современным автомобилям ездить на “элементах Давтяна”, города перестанут задыхаться от угарного газа. И, разумеется, налаженное в Одессе производство топливных элементов увеличило бы украинский экспорт и валютные поступления в бюджет.

В общем, пора уже от идеологии расхищения переходить к идеологии созидания.

Одесса.