№ 95 от 31 мая 2011 г.

Впереди планеты всей

Известно, что сон разума рождает чудовищ. Нечто подобное можно сказать о гипертрофированном патриотизме, затуманивающем рассудок и лишающем людей объективности в оценках вещей и явлений. Хотя он не чудовищ рождает, а завиральные теории, смешные и грустные одновременно.

НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ крен ющенковской политики, в том числе в области культуры, к сожалению, дал результат. Результат плачевный.

Мифотворчество украиноцентристского толка, расцветшее буйным цветом, породило антинаучный подход к истории человечества, истории мировой культуры, погрязшие по уши в «бебиковщине» труды украинских «науковцив». То и дело ослепленные «уникальностью» Украины и украинцев всерьез рассуждают об избранности и первенстве украинской нации. И воевали мы лучше других, и голодали лучше других, и изобретали лучше других, поем и танцуем лучше других, книжки пишем самые лучшие… Лучшая Украина во всех отношениях, пуп земли, короче говоря.

Процесс обрел очертания не столь уж безобидной тенденции, которую трудно не заметить. А потому об этом стоит говорить. Тем более что порой слышишь замешанную на нездоровом патриотизме несуразицу из уст серьезных, достаточно образованных и уважаемых людей. Читаю, например, интервью генерального директора музейного комплекса «Мистецький Арсенал» Натальи Заболотной журналу «Эксперт». Говоря о будущем «Арсенала», она говорит, что со временем «здесь будет музейный комплекс, который представит историю украинского (!!!) искусства за 20 тысяч лет. Нашу историю можно будет проследить по вертикали».

Знает, конечно, уважаемая пани Наталья, что многие действительно древнейшие цивилизации не идентифицируются с названием конкретных государственных образований. Это всего лишь территории в пределах совсем других государств с совсем другим населением, на которых сохранились свидетельства этих цивилизаций. А если говорить о цивилизациях египетской, греческой, римской, они более молодые, но при этом гораздо старше и определеннее в территориальном смысле, чем украинская. Зачем же, зная это, относить к украинскому искусству «терракотовую армию половецких баб и скифских воинов», о которой говорит Наталья? В другом месте, где речь идет о прошедшей недавно выставке «Космическая Одиссея», она бодро спрашивает своего визави:

– На ракете чьего производства полетел Юрий Гагарин?

– Надо полагать, украинского,.. – то ли смущенно, то ли из вежливости подыгрывая собеседнице, отвечает корреспондент.

Наталья не возражает. Человек в возрасте, живший в СССР, возразит (на ракете советского производства!). А родившийся в «независимой» Украине, глядишь, поверит.

Ну зачем же так?

А вот более свежий пример. Успех короткометражки нашей соотечественницы Марины Вроды на фестивале в Каннах, невостребованного украинским кинематографом (по причине отсутствия оного) режиссера, вынужденного обратиться к французским продюсерам, дает повод Госкино для пресс-конференции на тему «Украинское кино покоряет мир». Не больше, не меньше. Как оценить такое шапкозакидательство?

Не следует забывать о том, что кичливость – оборотная сторона ограниченности, провинциализма, хуторянства, из которых путем самообмана никогда не выбраться. Что толку кричать «халва, халва…», если ни уму от этого, ни сердцу.