№ 94 от 28 мая 2011 г.

Чудеса над землей

Пионеры жанра
Всего за десять лет единственный в Украине народный любительский Театр на ходулях («Шоу великанов») стал визитной карточкой родной Евпатории.

Немецкие корни


У МОЛОДЕЖНЫХ самодеятельных коллективов две основные задачи – приобщить подрастающее поколение к искусству и уберечь от улицы. Если же при этом творческому коллективу удается достичь высокого художественного уровня, покорив за десятилетие своего существования полмира, то это уже, по меньшей мере, вклад в культуру.

До 2001 года об искусстве ходьбы на ходулях не то что в Евпатории, а во всем Крыму мало кто и слышал. Но звезды сошлись так, что побратимом бывшей Всесоюзной детской здравницы стал немецкий город Людвигсбург, богатый «ходульными» традициями.

Увидев выступление местных ходулистов, евпаторийцы, как говорится, загорелись и решили создать у себя нечто подобное. Благодаря личной дружбе немецкого режиссера Райнера Кителя и будущего руководителя «Шоу великанов» Виктора Арихина искусство ходьбы на ходулях в конце концов перекочевало и на берега Каркинитского залива.

На первых порах с ходулями и костюмами помогли все те же немцы. Для того чтобы научиться стоять, а затем ходить на деревянных палках, юношам и девушкам потребовалось несколько недель. Сегодня в театре делают ходули самостоятельно. Средняя их высота – один метр 20 сантиметров, но ребята выступают на ходулях высотой более двух метров.

Со временем яркие выступления «Шоу великанов» стали украшением практически всех городских культурных мероприятий. Действительно, мало что может сравниться со зрелищем, в котором органично сочетаются артистичность, смелость, ловкость и чувство юмора.

В репертуаре коллектива появились композиции «Ветер, море, солнце», «Украинская зарисовка», «Бой великанов», «Ночь на Лысой горе», «Карнавал», «Нотр-Дам де Пари», а также театрализованное представление «Город древний – город юный» и другие.

Первое июня 2003 года стал переломным для Театра днем. Именно тогда, в честь 2500-летнего юбилея Евпатории состоялся марафон ходулистов. Они решили установить мировой рекорд по скоростному преодолению маршрута протяженностью 72 километра (от Евпатории до Симферополя) для занесения в Книгу рекордов Гиннесса. Благодаря СМИ это событие имело огромный общественный резонанс не только в Украине, но и в России, став отличной рекламой как города-курорта, так и Театра на ходулях. Именно после марафона популярность «Шоу великанов» перешагнула границы родного города.

Этот необычный театр стал активным участником многих мероприятий и в ближнем, и в дальнем зарубежье: Германии, Италии, Испании, Польше, Объединенных Арабских Эмиратах и других странах мира. В августе 2004 года театру было присвоено звание «Народный».

Главное — коллектив
ХОТЯ искусство ходьбы на ходулях оказалось очень востребованным, широкого распространения пока что ни в Крыму, ни в Украине в целом оно не приобрело.

– Мы открыты для всех, – говорит руководитель «Шоу великанов» Виктор Арихин. – Готовы проводить семинары, мастер-классы, делиться накопленным опытом. Наша позиция такова: чем больше коллективов, тем интереснее работать. В любом случае, у каждого будут свои особенности, индивидуальность. Значит, появится возможность перенимать что-то новое, обогащать свое творчество.

– Однажды я видел, как во время выступления один из актеров упал и не мог подняться самостоятельно. Остальным ходулистам пришлось по ходу импровизировать для того, чтобы падение воспринималось зрителями как часть шоу. Какую роль в вашем театре играет коллективизм?

– Вообще-то за такие ошибки я строго наказываю. Падать во время выступления не имеют права ни ходулисты, ни фигуристы, ни акробаты, ни кто-либо еще. Во-первых, — это травмоопасно. Во-вторых, — падают, как правило, те, кому недостает мастерства. Следовательно, люди слабо готовились. Что касается коллективизма, то, действительно, без взаимовыручки ни одному коллективу единомышленников обойтись невозможно. В целом наш коллектив достаточно сплочен. Но, правда, бывает, что некоторые индивидуумы начинают страдать звездной болезнью. А это очень мешает творческому росту. Поскольку такой артист считает, что всего уже достиг и больше ему учиться нечему. Поэтому я все время повторяю об ответственности. Мэтр должен уметь в десять раз больше середнячка, а для этого ему нужно в десять раз больше работать.

– В последнее время в вашем театре на ходулях стали выступать файерщики. В прессе высказывались опасения, что это очень опасно. Мол, теперь артист может не только упасть, но еще и обжечься.

– Как говорится, не приведи бог. Все должны понимать, что делается это на профессиональном уровне. Организаторы подобных выступлений имеют специальный сертификат. Они прошли соответствующую пожарную и медицинскую подготовку. То есть все меры предосторожности соблюдаются. Конечно, быть файерщиком на ходулях очень сложно. Но зато такие выступления, особенно в темное время суток, – настоящее огненное шоу, которое очень любят зрители. Так что приходится идти на определенный риск. Но чтобы его было меньше, нужно в совершенстве владеть своим мастерством, а для этого необходимо работать, работать и еще раз работать.

Крым.