№ 94 от 28 мая 2011 г.

«Голый тариф» Метростроя

В чей карман?

Мы уже писали о проблемах строительства днепропетровского метро. Из-за отсутствия финансирования здесь в течение года не выплачивали зарплату, а шахтам метро грозило затопление. После публикаций и общественного резонанса проблемы с финансированием якобы были устранены, а Фонд госимущества радостно рапортовал: метро в Днепропетровске теперь будет строиться ускоренными темпами.

«Чем лучше работаем, тем меньше зарплата»

ПОСЛЕ ТОГО как Кабмин выделил на строительство днепропетровского метро двадцать, а впоследствии тридцать миллионов гривен задолженность по зарплате погасили, специалистов вернули из бессрочных отпусков. В торжественной обстановке под транспарантом «Мы снова строим метро!» рабочим рассказали о радужных перспективах: руководство обещало по семь тысяч гривен зарплаты проходчикам и пять тысяч – в среднем по стройке. Под проект предусматривалось и соответствующее финансирование. Назывались суммы и 180, и 270 миллионов гривен.

Прошло три месяца, и, похоже, история с «потерянными деньгами» повторилась, а рабочих, говоря современным языком, снова кинули. В марте метростроевцы прошли три метра выработок. Это хоть и ниже нормы, но уже было рекордом, потому что столько было пройдено за весь 2010 год. Рабочие получили зарплату меньше обещанных пяти тысяч, но с заверением: если темпы проходки возрастут до нормы, то все обещания руководства будут исполнены. В апреле проходка достигла по меркам депрессивной Украины фантастических объемов — 11 метров. В условиях днепропетровских грунтов, считают специалисты, показатель весьма высокий. Однако зарплата за апрель оказалась еще меньше, чем в марте.

Сказать, что рабочие разочарованы, – не сказать ничего. Многие настроены уходить. «Нас вытянули из бессрочных отпусков, обещая золотые горы, — говорит сварщик пятого разряда Олег Майданик. — Нам сказали: меньше пяти тысяч вы получать не будете, мы сорвались оттуда, где работали и подрабатывали во время вынужденного простоя, и кинулись строить городу метро. Однако мы не только не получаем обещанных денег, но получается даже, что чем лучше мы работаем, тем меньше зарплата. Если ситуация не изменится, все вновь разбегутся и собрать еще раз коллектив уже вряд ли удастся».

Рукавицы тендерные и базарные


ПОД ОБЕЩАННОЕ финансирование метрострой набрал в долг у многих предприятий инструменты, тюбинги для проходки, возросли долги за электроэнергию, а финансирования пока так и нет. Вновь ходят слухи об арестах счетов, напоминающие о ранее отработанном сценарии, который наблюдался на строительстве днепропетровского метро в 2010 году. И вот закономерный результат – проходка остановилась из-за недопоставки оборудования. А это значит, что в мае метростроевцы не вытянут даже на «голый тариф».

Об условиях труда сами рабочие выражаются по большей части нецензурно. Мол, других слов просто не хватает, когда нарушаются элементарные нормы трудового законодательства. «Условия работы несносные, — объясняет горнорабочий Алексей Симеренко. – Я даже не говорю о положенном за вредные условия труда молоке, которое нам не выдают уже четыре года. А мои две с половиной тысячи гривен зарплаты, как вы понимаете, — сейчас не те деньги, на которые можно жить. Но при этом даже мы, рабочие, видим, что спецодежда и оборудование закупаются по завышенным ценам. Например, рукавицы, которые рвутся за несколько дней, нам поставляют по 10 –15 гривен за пару, а на базаре лучшего качества продаются по пять гривен. И такое можно наблюдать по всем остальным закупкам…»

Складывается впечатление, что труд днепропетровских метростроевцев никому не нужен. Ни кипяченой воды, ни питания рабочим в шахту не поставляют. Работы ведутся на оборудовании, подаренном еще строителями БАМа. Вышедшие из строя механические линии с лихвой «компенсируются» физическим трудом шахтеров…

Трудно отделаться от мысли, что неразбериха с финансированием и обеспечением на самом деле лишь удобная ширма для «отжима» государственных средств в чей-то очень жадный карман. Хотя, возможно, я ошибаюсь, и карман не один, на таком мутном долгострое возникла и паразитирует целая сеть карманов, каждый из которых делает свой неповторимый бизнес на деньгах налогоплательщиков. И это при том, что строительство метро в Днепропетровске на контроле у президента.

Днепропетровск.