№ 93 от 27 мая 2011 г.

На двух заводах — два самолета. За год...

Авиапром
Результаты аудита, проведенного Счетной палатой, показали, что деятельность Министерства промышленной политики Украины в сфере развития авиационной промышленности на протяжении трех последних лет была непоследовательной и неэффективной.

Имея уникальные возможности
 
НЕТ НУЖДЫ подробно объяснять, насколько выгодной могла бы стать для нас авиационная отрасль. Чтобы понять это, достаточно вспомнить лишь такой факт: в мире есть менее десятка государств, способных выполнять полный авиастроительный цикл — от разработки проекта до выхода крылатой машины из заводских цехов. И одна из этих стран — Украина. Но вот беда: используется уникальный потенциал, доставшийся нам в наследство от Советского Союза, из рук вон плохо. Об этом свидетельствует главный вывод специалистов Счетной палаты: цель государственной программы развития авиационной промышленности Украины до 2010 года не достигнута. А потому и сегодня мы в этом важном деле далеко не первые.

В 2008-2009 годах объемы финансирования авиапрома вообще-то увеличились и достигли 727,5 миллиона гривен. Однако составляло это лишь 80 процентов того, что предусматривали законы о госбюджете. Кроме того, средства поступали крайне бессистемно. А введение в 2009 году новых бюджетных программ осуществлялось Кабмином без малейшего учета предложений Минпромполитики.

В результате самолетостроительная отрасль долгое время пребывает в кризисном состоянии. По мнению экспертов, ее научно-технический и технологический потенциал снижается, а технологическое отставание от развитых государств нарастает. Отрасль буквально терзает дефицит квалифицированных кадров. Износ основных фондов превысил на авиастроительных предприятиях смертельно опасный уровень 70 процентов. Отрицательно влияет на результаты работы авиапрома и отсутствие “системы стимулирования продажи” продукции на внутреннем и внешнем рынках. Отдельные льготы и преференции, предусмотренные действующим законодательством для самолетостроительной промышленности, погоды не делают, поскольку предоставляются непоследовательно и бессистемно.

Развитие отрасли не намечалось

В 2008-2009 ГОДАХ отрасль сделала немного: два авиационных завода выпустили 9 самолетов. Причем Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) отдавало иностранным заказчикам “долги” — 3 машины по давно подписанным контрактам. Потом дела пошли еще хуже. Начиная с 2010 года, финансирование авиапрома сошло на нет. Несмотря на большую потребность в деньгах, средства госбюджета на уникальную отрасль в том году вообще не выделялись. И потому за 12 месяцев на двух серийных заводах было выпущено лишь... по одному самолету. Деньги на развитие авиастроительного комплекса в 2011 году госбюджетом тоже не преду­смотрены.

И ситуация сразу обострилась до предела. В частности, финансовое состояние ХГАПП возвратилось к самым кризисным показателям. На предприятии образовалась многомиллионная задолженность по зарплате. Завод накрыла волна социальных протестов. Ухудшает показатели работы и бывшее киевское ГП “Авиант “ (ныне — “Серийный завод “Антонов” филиал ГП “Антонов”). В 2010 году убытки от “хозяйственной деятельности” здесь превысили 252 миллиона гривен. И получили мы в авиапроме вместо плюса большущий минус. Причем не только из-за тривиальной нехватки денег, но и потому, что и министерство, и ряд авиастроительных звеньев плохо этими деньгами распоряжаются. По заключению специалистов Счетной палаты именно так, непродуманно и неэффективно, было в отрасли использовано почти две трети “освоенных средств”.

Богуслаев за вступление в Таможенный союз

АУДИТОРЫ Счетной палаты подчеркивают: нормативно-правовая база, которая должна обеспечить устойчивое развитие авиапрома, в Украине “недостаточна и несовершенна”. В 2011 году срок действовавшей Госпрограммы истек. А проект нового комплексного научно-технического плана развития авиационной промышленности Украины (на период до 2020 года) Кабинетом министров до сих пор не утвержден, что, конечно, снова негативно повлияло на отрасль.

А ведь мы могли бы получать с помощью авиапрома хорошие деньги. О наличии интереса к достройке второго экземпляра фантастического транспортника Ан-225 “Мрия”, грузовая кабина которого способна вместить до 80 автосамосвалов типа “Каматцу”, а на внешней подвеске фюзеляжа можно перевозить космические корабли, заявила недавно Россия. На него “положили глаз” (правда, не доводя дела до конкретных намерений) “аэрокосмические” компании ряда стран Европы и США. Но для достройки самолета нужно 300 миллионов долларов, которых, естественно, у нас нет и вряд ли появятся. Ведь в Украине нет, повторяю, даже перспективной программы развития чрезвычайно прибыльного в других странах производства...

Словом, все сегодня с нашим “небом” тяжело и плохо. И все же эффективность “подарка судьбы” (так назвал украинский авиапром один из тех, кто в нем работает) можно серьезно повысить. Надо только прислушаться к тому, о чем говорят “мэтры”. Отвечая недавно на вопрос журналистов об отношении к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана, генеральный директор всемирно известного производителя авиационных двигателей ООО “Мотор Сич”, академик инженерных наук, Герой Украины Вячеслав Богуслаев заметил:

— Насчет Таможенного союза можете крупно в заголовке написать, что Богуслаев за вступление Украины в Таможенный союз... Мы понимаем, насколько это выгодно для нашей страны. Деньги Украина занимает уже пять лет. Мы живем пока на заемные деньги. Это из-за того, что не поднимаем свою промышленность. В частности, авиастроительную... Мы просим деньги на Западе... Но мы не должны и не будем там... По экономике мы вообще разные. По стандартам жизни, по менталитету тоже. Какая Европа? Ничего Украине не даст эта зона свободной торговли. Западу даст — они еще раз придут сюда. А нам — нет... Поэтому Таможенный союз, безусловно, нужен. Я это поддерживаю, поскольку с ним будет лучше и авиапрому...

Вот так!