№ 92 от 26 мая 2011 г.

Частный прорыв государственного музея

Событие

На днях Национальный художественный музей Украины (НХМУ) подписал договор о сотрудничестве с банком OTP Bank.

Согласно договору, банк обязуется ежегодно в течение пяти лет покупать для музея не менее трех работ современных украинских мастеров. Это поможет хотя бы частично решить проблему пополнения коллекции музея произведениями современного искусства.

Промедление смерти подобно

А ПРОБЛЕМА такая существует. Возникла она не сегодня и не вчера, а лет 20 назад, когда культура и искусство ушли на периферию государственных интересов, а прежние механизмы пополнения фондов были разрушены. Но политические и экономические катаклизмы 90-х и 2000-х годов не отменяли творчества. Напротив, в этот период оно было интенсивным и разнообразным. Успела вырасти целая генерация интересных художников. Однако указанные обстоятельства не позволили музею сформировать представительную коллекцию этого времени.

— Разговоры о музеефикации современного искусства идут в течение последних 20 лет, — говорит директор музея Анатолий Мельник, — но не более того. Музей современного искусства так и не создан. У частного “ПинчукАртЦентра” свои задачи, у “Мистецького арсеналу” свои, и в обоих случаях они пока что не направлены на создание собственных коллекций. В данной ситуации определенная ответственность реагирования на актуальные процессы, которые происходят в художественной среде, ложится на нас.

— Лишенные достаточного финансирования, мы все-таки должны, как говорится, жить и исполнять свои обязанности, — добавляет заведующая отделом искусства ХХ столетия НХМУ Оксана Баршинова. — А одна из обязанностей или задач главного художественного музея Украины, сокровищницы национального изобразительного искусства, — отражение художественного процесса во всей полноте. Искусство двух последних десятилетий представлено в музее весьма скудно. Современная украинская живопись уплывает за рубеж, растекается по музеям мира, частным коллекциям. Промедление, как говорится, смерти подобно. Важно ухватить этот период, иначе окажемся у разбитого корыта.

Здесь уместно вспомнить, скольких великих произведений на рубеже ХIХ-ХХ веков лишилась Франция, когда прозорливые российские тугие кошельки, знающие толк в искусстве, оптом и в розницу скупали работы импрессионистов. В результате Эрмитаж и Пушкинский музей располагают коллекциями импрессионизма, которым завидует Лувр.

На паритетных началах

ПЕРВЫЙ шаг в коллекционной деятельности НХМУ уже сделан.

Банком OTP Bank приобретены для музея три работы — Андрея Сагайдаковского, Ильи Чичкана и Александра Ройтбурда. То есть договор начал действовать еще до его подписания.

— Мы всегда с удовольствием принимаем участие в разно­образных просветительских и художественных акциях, которые аккумулируют ведущие креативные гипотезы и демонстрируют лучшие работы самых ярких представителей современной арт-сцены, — говорит председатель правления OTP Bank Дмитрий Зинков.

При этом он не скрывает, что подобная деятельность, в том числе договор с НХМУ, приносит банку существенные дивиденды. С одной стороны, формируется его положительный имидж, с другой — открываются новые рекламные возможности. Логотип банка появится на музейных афишах и буклетах. Кроме того, согласно договору, на сопроводительных табличках приобретенных для музея работ будет указано: приобретено за средства OTP Bank.

Важно и то, что, пополняя фонды музея, банк пополняет государственную казну. Ведь выдающиеся произведения искусства — тот же золотой запас.

Это хорошо понимают в развитых странах, где, по словам Анатолия Мельника, не менее половины пополнений национальных музеев обеспечивается государством.