№ 91 от 25 мая 2011 г.

Что делают, твою маму!

Реплика
С некоторых пор в Киевский музей западного и восточного искусства имени Ханенко повадились телевизионщики канала “ТЕТ”. Здесь они периодически снимают программу под названием “Твою маму!” — очередное шоу, количество которых на нашем украинском телеэкране уже зашкаливает.

ЧАСТЫЕ посетители музея без труда узнают в кадре первый зал Музея Ханенко с роскошной парадной лестницей, ведущей в залы второго этажа. Не будем рассуждать о том, насколько нужна и полезна эта программа украинцам. А вот произведениям искусства, которые демонстрируются в этом зале, а это итальянская живопись XVII-XVIII веков, съемки в музейных интерьерах, да еще поставленные на поток(!!!), несут исключительно вред, причем столь серьезный, что потом им не помогут никакие реставрационные мероприятия.

Современные съемки связаны с большим количеством света, причем специфического, длительное воздействие которого способно вызывать необратимые процессы в структуре материалов, в том числе красок. Но ведь существуют прописные истины общего режима хранения экспонатов! Они четко изложены в учебниках по музейному делу.

“Разрушения, — читаем в одном из них, — вызываемые воздействием света, бывают столь значительны, что по степени влияния на экспонаты он занимает следующее место после температуры и влажности.

Под воздействием света как естественного, так и искусственного происходят два вида разрушений: видимые — изменения оттенка или цвета и невидимые — структурные разрушения или изменения физических свойств материалов произведений. Фотохимические реакции, ведущие к изменению в материалах живописи, вызываются как ультрафиолетовой, так и видимой частью спектра. Особо вредное воздействие оказывают ультрафиолетовые лучи, а также прилегающая к ним синяя часть видимой области спектра”.

Кроме того, как правило, съемки ведутся с использованием мощных осветителей, резко увеличивающих температуру окружающего воздуха и экспонатов. Повышение температуры влечет соответственно понижение относительной влажности воздуха, что вредно сказывается на произведениях искусства.

Что и говорить, музеям сегодня живется несладко. Государственное финансирование более чем скромное. Поэтому приходится зарабатывать самим. Здесь многие средства хороши (например, издательская деятельность, нестандартные выставочные акции и даже, при наличии возможностей, организация питания посетителей). А вот для съемок развлекательных телешоу музей, тем более владеющий уникальной коллекцией, — не самое подходящее место.