№ 87 от 19 мая 2011 г.

Нужен ли бойкот львовского пива?

В социальных сетях Интернета набирает популярность родившаяся в блогах инициатива объявить бойкот товарам с Галичины за организованный нацистами в День Победы шабаш во Львове. Благородная на первый взгляд инициатива при более пристальном рассмотрении выглядит далеко не так однозначно.

Начнем с того, что от экономических санкций, к которым относится и бойкот, в первую очередь страдают обычные люди. А вот они как раз менее всего виновны в погромах, организованных и возглавляемых представителями местной власти — активистами ВО “Свобода”. Предвижу возражение: жители Львова выбирали эту власть, а значит, несут ответственность за ее действия. Как сказать. Чтобы не начинать беспредметную дискуссию, давайте посмотрим на некоторые цифры по итогам последних выборов в местные советы.

Для начала отметим крайне низкую явку: согласно официальным данным, во Львове на избирательные участки пришли 294250 избирателей, или 49,7 процента от общего числа. Из них за “Свободу” проголосовали чуть более 80 тысяч. Таким образом, количество голосов, полученных тягнибоковцами, составляет менее 14 процентов от всех избирателей. Оформить же большинство в городском совете “Свободе” помогли одномандатные округа. Впрочем, суть украинской мажоритарки такова, что обзавес­тись депутатским мандатом можно и с 10 процентами набранных голосов. Лишь бы у соперников было меньше. Еще один красноречивый факт: на выборах львовского мэра кандидат от “Свободы”, получивший скандальную известность после того, как заявил о бандеровской армии, которая перейдет Днепр, оказался всего лишь на третьем месте.

Еще более скромны результаты некоторых других партий, традиционно относящихся к радикально-националистическим. Так, Конгресс украинских националистов более чем на 1000 голосов отстал от львовских коммунистов — 3137 против 4377.

Никто не спорит, что Галичина — специфический регион со своими социокультурными особенностями, обусловленными целым рядом причин — исторических, конфессиональных, ментальных. Но даже вполне пронационалистически и антисоветски настроенный львовский политолог и журналист Остап Крывдык в статье “Львівські граблі” вынужден признать: “...для людей із-за Збруча 9 Травня є важливим днем, який болить до сьогодні — і святкується по-радянськи тому, що ніхто не зміг запропонувати альтернативного адекватного нерадянського формату. Галичани мають прийняти той факт, що радянські воїни для людей Великої України — “наші”, банально тому, що саме в цій армії воювали до її перемоги і гинули їхні родичі”.

Похоже, большинство львовян это понимают. На днях журналисты “Нового канала” провели во Львове интересный эксперимент. Они, представляясь не владеющими украинским языком туристами из Москвы, спрашивали у местных жителей дорогу к храму Русской православной церкви и Холму Славы. Реакция была вполне нормальная, многие даже переходили на русский язык. Не знаю, какие цели преследовали журналисты, но лично я из сюжета сделал для себя вывод, что абсолютному большинству львовян базовые ценности правых радикалов, как минимум, безразличны. Пока не встречал соответствующих социологических исследований, но сомневаюсь и в том, что действия нацистских молодчиков в День Победы поддерживаются местными жителями в своем большинстве.

И уж если быть откровенным до конца, то главная ответственность за львовский погром лежит даже не на “Свободе”, а на центральных властях и правоохранительных органах, до сегодняшнего дня почему-то не осмеливавшихся дать правовую оценку противоречащим Конституции решениям того же Львовского городского совета или призывам “комуняку на гілляку”.