№ 85 от 17 мая 2011 г.

Двадцать лет вместе

Юбилеи

Под таким девизом в Южной Пальмире прошли торжества, посвященные юбилею творческой деятельности художественного руководителя и главного дирижера Национального одесского филармонического оркестра, заслуженного артиста Украины Хобарта Эрла.

КОГДА Хобарт со сцены произносит “у нас в Украине”, в зале неизменно раздаются аплодисменты. А как-то, отвечая на вопрос о своеобразии нашего города, Хобарт с неподражаемым одесским акцентом заявил: “Одесса — это Одесса. Что я вам буду сказать?”

Родился Хобарт Эрл в Венесуэле. И, как он говорит, вырос среди музыки. Его мама была хормейстером и дирижировала церковным хором. С трехлетнего возраста будущий музыкант каждое воскресенье наблюдал за дирижированием своей матери.

— Ребенком я много пел, — рассказывает Хобарт Эрл. — И в церкви пел, и в школе, и даже в оперном спектакле. Конечно, были и уроки на фортепиано. До 10 лет я очень много выступал как солист и в драматических спектаклях. Тогда перед выходом к зрителю страшно волновался, особенно когда должен был открывать спектакль в Каракасе. Это было давно, сейчас так не волнуюсь и всегда, почти всегда, выхожу к публике с приподнятым настроением. Очень важен настрой исполнителя перед тем, как он выходит на сцену, его углубленность в то, что ему сейчас предстоит делать.

В 1983 году Хобарт окончил музыкальный факультет Принстонского университета и переехал в столицу Австрии, где продолжил свое образование в Венской музыкальной академии в классе профессора Карла Остерейхера. Стажировался на международных дирижерских мастер-курсах в Зальцбурге и Голландии, а также у Отто Вернера-Мюллера в США. В Вене он создает камерный оркестр, с которым подготовил более 10 мировых премьер, записанных Австрийским радио в Вене, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Вашингтоне и других городах. А в 1991 году Хобарта приглашают в Одессу.

Благодаря усилиям юбиляра Одесский филармонический оркестр стремительно развивается. Так, в 1993 году он получил статус государственного, а в 2002 году стал национальным. Оркестру Хобарта Эрла рукоплескали лучшие концертные залы, в том числе Карнеги Холл (Нью-Йорк), Кеннеди Центр (Вашингтон), Мюзикферайн (Вена), Барбикен Холл (Лондон), Академия имени Ференца Листа (Будапешт), Большой зал Московской консерватории, зал Генеральной Ассамблеи ООН и другие.

— Очень хорошо помню наши первые гастроли в Америке в 93-м году, — говорит Хорбарт. — Наш коллектив, как мне там сказали, по звучанию напомнил слушателям Филадельфийский оркестр 50-х годов. А это своеобразный эталон для филармонических оркестров, стремящихся к мировому уровню.

Компакт-диски Национального одесского филармонического оркестра из серии “Музыка Украины” с произведениями Мирослава Скорика, Евгения Станковича и Николая Колессы находятся в каталоге фирмы “ASV” (Великобритания) и известны во всем мире. Запись 5-й симфонии Чайковского, сделанная Австрийским радио в венском “Мюзикферайне” в марте 2001 года, получила Гран-при в номинации “Лучший классический альбом” в Just Plain Folks 2002 Musiс Awards (Голливуд).

Недавно одесские музыканты давали абонементный концерт оркестра в филармонии Кельна.

— Ни один оркестр Украины, кроме нашего, не участвовал и не участвует в абонементных концертах такого уровня, — отметил Евгений Кострицкий, первая скрипка и концертмейстер оркестра. — Восточную Европу представляет Одесса наряду с Венгерским и Чешским национальными оркестрами. В этом абонементе Венская и Лондонская филармонии, Лондонский симфонический оркестр и Камерный оркестр Британии, авторитетные коллективы из Голландии. Абонемент включает 15 сезонных концертов. Звучит мировая классика с солистами мирового уровня. Билеты на них стоят от 25 до 100 евро. Такие концерты посещает очень подготовленная публика. Наша абонементная программа в Европе состояла из произведений Чайковского и Рахманинова. Именно их музыки ждал западный меломан от восточноевропейского музыкального коллектива.

— На гастролях Хобарт всегда старается популяризировать и украинскую музыкальную классику, — продолжает Евгений Кострицкий. — Причем на Западе всегда на "ура” принимают увертюру к опере “Тарас Бульба” Николая Лысенко. Да и наша команда не ударила в грязь лицом! Сыграли дважды на “бис”! Что в условиях современной западной культуры исполнительства достаточно редкое явление.

Одесса.