№ 85 от 17 мая 2011 г.

Освободиться от каторги

Работа. Зарплата. Защита

“Когда мы видим, как отдельные партии и политические объединения включают в свои избирательные списки олигархов, то понимаем, что таким путем они пытаются создать иллюзию общности интересов рабочих и крупных собственников. Но иллюзия — одно, а реальные интересы — совершенно другое”, — пишут в “Рабочую газету” николаевские корабелы.

Нет денег на лекарства и хлеб

—КАЖЕТСЯ, еще совсем недавно бюрократы завлекали нас приватизацией, обещая после нее светлое будущее, — говорит слесарь Черноморского судостроительного завода Евгений Головченко. — В итоге же одни оказались в роскошных дворцах и получили неограниченную власть, а большинство лишилось рабочих мест или оказалось обреченным на пожизненную наемную каторгу ради куска хлеба.

Отрицательное отношение к богатым Головченко объясняет прежде всего тем, что скороспелые капиталы были нажиты нечестным путем. Он не может простить прихватизаторам того, что более 20 тысяч корабелов ЧСЗ, насчитывавшего ранее свыше 26 тысяч человек, потеряли работу.

— Нас измучила многолетняя задержка честно заработанных денег, — продолжает Евгений Сергеевич. — Ведь долг по зарплате работникам предприятия, многие из которых оказались незаконно уволенными, вместе с индексацией и компенсацией сейчас составляет около 15 миллионов гривен. Долг перед Пенсионным фондом — около 27 миллионов. Людям не на что приобрести лекарства. Да и цены не стоят на месте. За последнее время наблюдалось несколько скачков цен на продукты питания. А ведь с ЧСЗ была связана вся наша жизнь, будущее наших детей и внуков...

Долг по зарплате незаконно уволенной с предприятия бывшего контрольного мастера ОТК Марии Ивановой составляет около 35 тысяч гривен. Однако государственная исполнительная служба Заводского района палец о палец не ударила, чтобы восстановить справедливость в отношении Ивановой и других рабочих, подававших на администрацию иски в суд и выигравших дело.

“Большинство же корабелов, — пишут авторы письма в редакцию, — в суд не обращались, так как надеялись, что на их защиту встанут местные или столичные чиновники. Однако наши жалобы и заявления должным образом не рассматриваются в управлениях и отделах обладминистрации, в Кабинете министров и Фонде госимущества. По ним даются лишь формальные ответы или не даются вообще. Большую радость у нас вызвало принятое в мае прошлого года решение Хозяйственного суда Киева: договоры, по которым ФГИ незаконно были проданы и в дальнейшем перепроданы акции ЧСЗ, признаны недействительными. Покупателей обязали вернуть спорный пакет государству. Однако странно — Фонд госимущества почему-то не спешит брать завод под управление государства”.

— Из прессы мы знаем, — отмечает судосборщик Николай Гилко, — как рейдеры с помощью липовых решений судов захватывают государственные предприятия. Так вот, в нашем случае государство почему-то проявляет непонятную стеснительность перед инвестором — олигархом Вадимом Новинским, который не только не удосужился погасить долги перед рабочими и Пенсионным фондом, но и не вывел предприятие на обещанные объемы производства.

Удар от бюрократов и олигархов


—А ВЕДЬ ранее Фонд госимущества уже нанес серьезный удар по экономике Украины, — подчеркивает председатель комитета спасения ЧСЗ Игорь Овдиенко. — Когда повелся на уговоры Новинского и согласился с изменением его инвестиционных обязательств. В результате конкретный показатель ежегодного выпуска судов при обработке 60 тысяч тонн металлоконструкций был заменен на объем производства в размере 360 миллионов гривен. Что это значит? За 360 миллионов можно произвести примерно два танкера, на которые будет потрачено в общей сложности не более 20 тысяч тонн металла. Для выполнения прежних обязательств инвестору необходимо было набирать уволенных ранее сварщиков, сборщиков, маляров, основательно загружать производство, обеспечивать работу на предприятии в 2-3 смены. Теперь все иначе...

В письме корабелов в редакцию подчеркивается, что инвестор не собирается выполнять и “облегченные” Фондом госимущества обязательства. Оказывается, когда собрание акционеров утверждало производственную программу предприятия на 2011 год, то запланировало выпустить промышленной продукции всего лишь на 196,3 миллиона гривен, из которых на судостроение относится только 148,3 миллиона. Ну а в прошлом году показатели были еще ниже: тогда реализовали продукции и оказали услуг промышленного характера лишь на 54,1 миллиона гривен, из которых на судостроение пришлось меньше 36 миллионов...

Игорь Николаевич продолжает рассуждать о том, как потеря рабочих мест на судостроительных предприятиях Николаева ударила по украинским металлургам. Раньше и ЧСЗ, и завод “Океан” перерабатывали в год до 60 тысяч тонн металла, а завод имени 61-го коммунара — до 40 тысяч тонн. Теперь, как видим, все рухнуло. Естественно, что резкое сокращение рабочих мест на судостроительных предприятиях привело и к уменьшению заказов на металл.

— К сожалению, — продолжает Овдиенко, — ни Министерство экономики, ни Фонд госимущества не предпринимают решительных шагов для преодоления кризиса. Выход тут может быть только один: максимальная загрузка оборудования и восстановление рабочих мест. Если сегодня сложно получить долгосрочные кредиты под судостроение, значит, надо заниматься заказами, связанными с ремонтными работами, которые финансируются напрямую заказчиком...

Корабелы ждут освобождения от каторги. Ждут, когда же за решением суда последуют конкретные шаги по передаче ЧСЗ под управление государства. Они считают, что этот процесс должна сопровождать серьезная аудиторская проверка, в ходе которой “ловких” инвесторов необходимо заставить вернуть в цеха разграбленное оборудование. Но ведь это ожидание не может продолжаться вечно. Терпение людей не беспредельно.

Николаев.