№ 85 от 17 мая 2011 г.

Готовят профессионалов для... безработицы

Скандал

Министерство образования и науки превратило систему ПТУ в кузницу невостребованных кадров, поглощающую миллионы бюджетных средств.

По ком заливался звонок?


УСИЛЕННЫЙ динамиками звонок буквально заливался, оповещая об окончании учебного процесса в Ичнянском профессиональном аграрном лицее. Слова выступавшего руководителя этого заведения о том, что очередные 25 воспитанников успешно овладели профессией парикмахеров-модельеров и ими гордится педагогический коллектив, вселяли в юные души надежду. Но когда он сказал, что, “к сожалению, заявок на мастеров данной профессии не поступило, и молодым специалистам придется самим искать себе место”, лица у ребят помрачнели.

Шеренга выпускников зашевелилась. Неожиданно, отделившись от левого фланга, юноша и девушка бросились в сторону дендропарка. Кто-то предложил: “ Нужно догнать, а то еще натворят что-то”. Учитель физкультуры настиг их на берегу озера. А на следующий день вся Ичня гудела: дескать, двое лицеистов хотели утопиться. Рассказавший об этом в письме в редакцию отец “сорвавшегося” юноши заключил: “Лишая выпускников работы, власть рубит сук, на котором сидит”.

Дисбаланс спроса и предложения
НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ подготовленных молодых рабочих характерна для всей украинской системы профтехобразования. Эксперты Счетной палаты называют такие факты болезненными наростами на теле рыночной экономики, порождающей безработицу. В стране наблюдается дисбаланс спроса и предложения. И происходит он в уродливой форме — чем больше готовится молодых рабочих кадров, тем меньше возможности найти им применение.

В 2008-2010 годах система профессионально-технических заведений выпустила 62 тысячи специалистов для всех отраслей народного хозяйства. На них был спущен обоснованный государственный заказ. Придя на производство, молодое пополнение быстро отработало бы 600 миллионов гривен, потраченных на его подготовку. Но... “родное” государство аннулировало свои заказы, пополнив дипломированными специалистами армию безработных. При этом оно обязало систему центров занятости взять над ними шефство, снова выделив для этой цели солидные средства. Шефство же заключалось в том, что в течение года надо было материально поддерживать вчерашних пэтэушников...

Аудиторов поразил один чрезвычайно интересный момент. Министерство образования и науки, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, государственным заказчиком и ответственным исполнителем бюджетной программы подготовки рабочих кадров, в 2008-2010 годах направило на решение этой задачи 9 миллиардов 347 миллионов гривен. А израсходовало около 600 миллионов гривен. Естественно, возникае вопрос: где же остальное? Ответа нет.

Звучали разные объяснения по этому поводу. Одни сетовали, что лишь 26 процентов профтехзаведений располагают необходимой базой для подготовки рабочих кадров, но и та не используется с полной нагрузкой, потому надо было “стимулировать хотя бы педагогический состав, чтобы не разбежался”. Другие ссылались на факт “присоединения Украины к европейским нормам обучения в сфере профтехобразования, в связи с чем возникла необходимость разработать государственные стандарты нового поколения, что потребовало большого финансового отвлечения” (слово-то какое придумали — отвлечение!). Третьи заявляли прямо: “Деньги ушли на реконструкцию пэтэушных заведений”. Целью же такой “реконструкции”, судя по всему, является ликвидация профтехобразования. С 2000 по 2009 год перестали существовать 45 известных в прошлом учебных заведений сельскохозяйственного и мелиоративного профиля с изъятием 20,1 тысячи гектаров земельных угодий. Разорительный опыт распространялся и на другие отрасли.

Лишний груз?


ПОЭТОМУ экспертов не удивила реакция министра образования и науки Дмитрия Табачника, ознакомившегося с результатами аудиторской проверки.

— За просчеты предшественников я не отвечаю, — сказал министр, — не совершить бы своих. Что касается системы профтех­образования, то ее министерству навязали, она для нас — лишний груз. Пусть каждая отрасль сама себе готовит кадры. Буду ставить вопрос перед правительством о ее упразднении...

Иного мнения руководитель Счетной палаты Валентин Симоненко. Стране, отчалившей в “незалежне плавання”, считает он, без обновления и пополнения трудовых ресурсов не обойтись. Готовить и трудоустраивать молодую рабочую смену должны три министерства — экономики, труда, образования и науки. А пока же “централізація на рівні Міністерства освіти і науки функцій управління профтехосвітою в Україні створила загрозу існуванню самої системи підготовки робітничих кадрів. Найголовніша продуктивна сила будь-якого суспільства — це його людський, професійний потенціал. Ми ж найактивнішу частину — молодих людей, які здобувають професію, на самому початку їхнього трудового шляху знищуємо”.

Комментарии излишни.