№ 76 от 28 апреля 2011 г.

Призрак газовой войны

Харьковских соглашений, и грядет ли новая газовая война с Россией? На эти и другие вопросы отвечает известный украинский политолог директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов.

Останемся вне интеграционных процессов

– Владимир Владимирович, нет недостатка в противоречивой информации со ссылками на вроде бы солидные, но анонимные источники о ходе переговоров российского премьер­министра с руководством Украины. Так чем же все­таки завершился визит?

— Учитывая, что встречи проходили тет-а-тет без переводчиков, то достоверными источниками могут быть лишь Янукович, Азаров или Путин. А вообще мы знаем, что одна из целей визита — убедить Украину начать переговоры о вступлении в Таможенный союз. Поскольку такие переговоры не начались, то можно предположить, что своей цели визит не достиг. Думается, это только начало, и впереди нас ждет целый ряд встреч на высшем уровне. В ближайшее время ожидается подписание целого ряда договоренностей, в том числе и соглашения о свободной торговле внутри СНГ. Будет обсуждаться много чувствительных для Украины вопросов. Я не исключаю, что руководители стран СНГ попросят у Украины объяснений по поводу планируемого соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. Если эти объяснения их не удовлетворят, не исключен вариант, при котором Украина окажется вне интеграционных процессов на территории СНГ, что очень невыгодно для украинского бизнеса.

— Но у нас порой можно услышать, что Украина не является членом СНГ, поскольку не ратифицировала устав этой организации.

— Когда Ирландия не ратифицировала на референдуме конституцию ЕС, она не перестала от этого быть членом ЕС. Так и Украина не может не являться членом СНГ по одной простой причине: она — один из учредителей СНГ, она ратифицировала договор о создании организации и работает во всех ее структурах. И было бы странным предполагать, что на каком-то этапе Украина вдруг перестала состоять в СНГ. В этом смысле позиция некоторых украинских дипломатов, особенно в годы президентства Ющенко, меня забавляла. Когда обсуждался какой-то документ внутри СНГ, вопрос о неучастии Украины даже не возникал. Мы продолжали работать, платили ежегодный взнос и так далее. Но стоило Саакашвили предложить Украине выйти из СНГ, как эти же дипломаты начали говорить, дескать, мы бы и рады, но не можем выйти из того, где не состоим. Ничем иным, как позицией двурушничества, это не назовешь, что, безусловно, не красит нашу дипломатию.

Наивные и глупые затеи

– Увы, не все так просто складывается в отношениях Украины и России. В Киеве прозвучали заявления о возможности отмены Харьковских соглашений и о пересмотре в судебном порядке газовых договоров. Не грозит ли нам очередная газовая война?

— Надеюсь, что нет. Но все эти разговоры создают предпосылки для беспокойства. Во всяком случае, Европа встревожена. Некоторым заявления о возможной денонсации кажутся умным ходом, который позволит Украине в споре с Россией получить хоть какой-то гипотетический козырь для снижения цены на газ. Это наивная и даже глупая затея. Давайте представим, что какой-то украинский суд признал незаконным газовое соглашение. И что тогда? Какая схема окажется работающей на газовом рынке? Никакая! Соответственно со следующего дня Россия будет вынуждена прекращать поставки газа в Украину до подписания нового соглашения. Отменить межгосударственное соглашение решением районного суда невозможно. Есть процедура, но она предусматривает только обоюдное согласие. Никакая односторонняя денонсация для другой стороны не будет иметь значения.

— И соответственно автоматически не приведет к снижению цены на газ?

— А как это может произойти? Ну не может суд киевский или даже стокгольмский диктовать “Газпрому”, какую цену ему устанавливать. Я хочу обратить внимание еще и на такой факт: если соглашение по флоту окажется недействительным, то автоматически недействительным окажется и скидка на газ, сделанная Россией по договору о продлении базирования Черноморского флота. Эту разницу — очень солидные деньги — Украине придется компенсировать.

Информационные провалы власти

– Социологи фиксируют существенное падение рейтингов действующей власти. На ваш взгляд, с чем это связано?

— Было бы странным начинать непопулярные реформы и ждать роста рейтингов. Другое дело, что эти реформы стартовали гораздо позже, чем планировались. Если бы не самое, на мой взгляд, умное решение о переносе местных выборов, то сейчас, скорее всего, пик непопулярности был бы пройден. В то же время при правильной информационной политике и этого падения не произошло бы. Если власть будет продолжать оставаться такой беззубой в информационном плане, мы увидим и дальнейшее падение популярности. Если власть будет продолжать думать, что она может что-то приобрести, заигрывая с Западом и игнорируя чаяния своего коренного электората, это падение продолжится. Попытка заигрывания с националистами может оказаться катастрофической для этой власти.

Если под нажимом националистов, которых становится в окружении президента все больше, произойдет увольнение министра образования Табачника, это станет серьезным ударом по рейтингу власти в своем корневом электорате. Если идеологический центр будет и далее смещаться ближе к западу Украины, то в конечном итоге у власти просто не останется времени, чтобы вернуть доверие избирателей юго-востока.

— Тем не менее принято знаковое решение о Знамени Победы, что без согласия власти не могло случиться?

— Конечно, что-то будет делаться, пусть даже разово. Тем более что в данном случае власть ничем не рискует в имиджевом плане. Как ни старались националисты, как ни крутили, но для большинства населения страны, за исключением трех западных регионов, День Победы продолжает оставаться гораздо более важным праздником, чем День Независимости.