№ 69 от 16 апреля 2011 г.

Красная лента, подсолнух и Вий

Помните эти замечательные пушкинские строки: «О сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг»? В полной мере они могли бы служить эпиграфом для нашей рубрики. Ибо ее главная задача – просвещение. И, конечно, радует, когда эта работа приносит свои плоды, находит отклик. А именно об этом говорят ваши письма.

Причудливое эхо орденов

«В НАШЕЙ молодой семье радостное событие: я и моя супруга Виктория готовимся стать родителями. Врачи сказали, что у нас будет девочка. В связи с этим в доме полно разговоров о том, как будем встречать малышку. Теща твердит, что, кроме всего прочего, мы должны подготовить и красную ленточку, чтобы перевязать конверт с новорожденной, — пишет химик-технолог из Черкасс Олег Заманский. – Не могли бы вы рассказать, почему эта ленточка должна быть непременно красной и откуда пошла такая традиция?»

Этот обычай является причудливым напоминанием об ордене Святой Екатерины, учрежденном в 1714 году Петром I в память о заслугах царицы Екатерины Алексеевны. Высшая награда для женщин тогдашней России выглядела так: на кресте ордена с лучами, усыпанными драгоценными камнями, находился овальный медальон в золотой оправе, в центре которого изображалась святая Екатерина. Знаком этого роскошного ордена стала красная лента с серебряной каймой. В конце XVIII века император Павел I приказал награждать Святой Екатериной при крещении каждую великую княжну. Отсюда и пошел обычай перевязывать конверты с новорожденными девочками красной лентой.

Предвидя еще один вопрос, замечу, что другим указом Павла новорожденные великие князья удостаивались ордена Святого апостола Андрея Первозванного, тоже учрежденного Петром. Этот орден носили на голубой ленте через плечо. Именно поэтому конверты с младенцами-мальчиками до сих пор перевязывают голубой лентой.

Пришел из-за океана и стал символом Украины

«Я ЖИВУ в Запорожской области. Как и многие другие, наш Акимовский район является активным производителем сельхозпродукции, подтверждая тем самым, что Запорожье – не только индустриальный, но и аграрный край, — подчеркивает в своем письме в редакцию Анна Федоровна Гулько. – Если бы вы знали, как хорошо становится на душе, когда подходишь к полю цветущего подсолнечника! Это удивительное растение является для нас настоящим кормильцем. Многие заняты его выращиванием. А недавно слышала по радио, что Запорожье более чем на 12 процентов обеспечивает Украину растительным маслом. Но, к сожалению, хотя мне далеко за 60 и с детства живу рядом с подсолнечником, до сих пор не знаю откуда же и когда он к нам пришел».

Подсолнечник в самом деле удивительное растение. В природе существует более сотни его видов. В полеводческой практике используются только два: знакомый Анне Федоровне масличный подсолнечник и менее распространенный топинамбур, у которого в пищу идут корнеплоды. Всего три государства – Украина, Россия и Аргентина – производят более половины мирового объема семян подсолнечника. Вносит сюда свой вклад и Запорожье.

Ну а первыми это растение «одомашнили» американские индейцы. В Европу его переправили испанцы в 1510 году. В Россию семена подсолнечника привез из Голландии Петр I. Вначале Европа смотрела на подсолнечник как на декоративное растение. Однако позже к нему стали примеряться и с практическими целями: пытались печь его «головки» на углях, пробовали заменять жареными семечками кофейные зерна. И, наконец, в 1710 году англичане получили патент на выжимку подсолнечного масла.

В России такое масло впервые отжал в 1828 году курский крепостной Алексей Бокарев. И это стало настоящей «бомбой»: производство оказалось намного выгодней, чем изготовление традиционного на то время конопляного или льняного масла. Новая культура быстро завоевала огромные территории. Поистине своим, национальным растением стал подсолнечник с тех пор и в Украине, превратившись даже в ее своеобразный символ.

Демонический начальник гномов
А ВОТ письмо из Сумской области. «Очень люблю произведения Николая Васильевича Гоголя. С юных лет зачитываюсь «Вием». Персонаж, конечно, жуткий, но выписан так рельефно, так ярко, что поневоле начинаешь думать, а кто же он на самом деле, этот кошмарный Вий? Не могли бы вы хоть что-то рассказать об этом?» — спрашивает житель города Глухов Петр Петрович Даниленко.

В примечании к своей повести Гоголь написал: «Вий есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. И вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал».

Конечно, появился Вий не на пустом месте. Исследователи нашли «фольклорные прототипы», черты которых, видимо, и были использованы Гоголем. Ряд литературоведов отмечает, например, сходство этого персонажа с поверьями о святом Касьяне. Удивительно, но факт: в народном сознании реально существовавший «духовный писатель и устроитель монастырей» неожиданно превратился из человека в некое демоническое созданье.

На родине Гоголя – Полтавщине Касьяна представляли черным существом, покрытым шерстью, с кожей, подобной коре дуба. Живет он якобы в пещере, а его огромные веки поднимает 29 февраля разная нечисть. И когда Касьян оглядывает мир, болеют люди, случаются мор и неурожаи. Что ж, в самом деле много схожего здесь с Вием. Не так ли?