№ 67 от 14 апреля 2011 г.

Васильевич лечит... электровозы

Человек труда

Машины, как и люди, с возрастом изнашиваются и начинают “болеть”. Чтобы продлить им "жизнь", необходим текущий или капитальный ремонт.
И тогда их пригоняют на ремонтный завод, а за дело берутся такие “доктора”, как электрослесарь-монтажник Запорожского электровозоремонтного завода, Почетный железнодорожник страны Александр Ковтун.

Дорога длиной в полвека

ВСТРЕТИВШИСЬ на проходной, мы идем по чистым и аккуратным аллеям одного из старейших предприятий города. “В 1905 году тут были открыты Екатерининские мастерские по ремонту паровозов, — рассказывает Александр Васильевич. — Когда паровозы ушли в историю, завод “переквалифицировался” на электровозы. И вот со времен СССР и по сей день ЗЭРЗ один из ведущих в отрасли”.

— Васильевич, здравствуй! — почти каждый встречный приветливо машет рукой моему спутнику. Не мудрено, полвека работает здесь Александр Ковтун.

Его отец после войны восстанавливал “Запорожсталь”, а Саша выбрал ЗЭРЗ. Завод рядом с домом, в старших классах производственную практику проходил именно здесь. Обучали ребят слесарному и токарному делу. Еще и двоюродный брат здесь работал. Поэтому после одиннадцатого класса в 1961 году устроился слесарем первого разряда в энергосиловой цех. А когда вернулся из армии, бригаду перевели в главный цех — сборочный. И все эти годы Васильевич занимается ремонтом электровозов. Последние 24 — в качестве бригадира. Благодаря качественному ремонту каждому электровозу продлевают жизнь и экономят государству 1,5 миллиона гривен.

— Сложная это работа?

— Как сказать, — отвечает мастер. — Если голова на плечах есть и желание вникнуть в суть дела, то не очень.

Бригада Ковтуна занята на самом важном участке — в кабине машиниста монтирует низковольтные пучки проводов специального устройства, которое автоматически экстренно тормозит электровоз, если вдруг машинист уснет или ему станет плохо. Здесь необходима особая внимательность и хорошее знание схем. Ребята так и работают. Послеремонтная проверка ни разу не обнаружила дефектов.

— Когда мы осваиваем на разных этапах новейшие технологии ремонта электровозов, — скажет позже председатель правления ОАО “ЗЭРЗ” Григорий Резниченко, — наши инженеры работают в тесном содружестве с рабочими разных специальностей. И здесь незаменим опыт таких асов, как Александр Ковтун. Благодаря этим людям мы выстояли в тяжелом 2007 году и сегодня имеем наполненный на 100 процентов портфель заказов.

Строгий, но человечный

БРИГАДА у Ковтуна дружная, боевая. Есть люди со стажем, а больше молодежи. Узнав о цели визита, наперебой стали рассказывать о Васильевиче. Если подытожить сказанное, то получается, что это второй отец. Строгий, требовательный, но и заботливый, человечный.

Николай Черемис вспомнил, что только благодаря Васильевичу жизнь его не скатилась под откос. Было такое, что стал сильно заглядывать в бутылку. В семье пошли конфликты, на работе неприятности. Можно было просто расстаться с выпивохой, но Васильевич по-отечески несколько раз поговорил с Юрой. Рассказал парню о своем нелегком послевоенном детстве, когда часами попеременно с братом и матерью стоял в очереди с хлебными карточками, о неприглядной судьбе некоторых мастеров “золотые руки”, из-за водки потерявших все. И ребята поддержали бригадира — дали споткнувшемуся последний шанс. Юрий воспользовался им и “завязал”.

А вот Юрий Завгородний и Александр Драпиковский рассказали, как было приятно во время службы в армии услышать звонки из Запорожья, узнать от бригадира и ребят новости. Поэтому после армии без долгих раздумий вернулись в родной цех. Александр окончил Национальный машиностроительный университет и снова пришел в цех.

«Коммунистом я был и остался»

ВАСИЛЬЕВИЧ знает все и вся практически о каждом из
350 человек в цехе. 24 года подряд на общественных началах возглавлял цеховой профсоюзный комитет. Вот только в феврале передал эти полномочия более молодому. Любая беда или радость, юбилей или “разбор полетов” — все выходили на Васильевича. Всем поможет, подскажет, а если надо, то и пожурит. Как настоящий коммунист. Не зря его неоднократно избирали членом Жовтневого райкома партии. Отвечал за работу с молодежью. И сегодня с гордостью показывает молодым свой партбилет как одну из самых дорогих реликвий.

— Коммунистом я был и остался. По духу, — заявляет Васильевич. — Что бы сегодня ни говорили о Компартии, но я о ней самого высокого мнения.

По стопам отца пошел и сын Юрий, который работает мастером монтажного участка, а невестка Татьяна — инженером-технологом.

Запорожье.