№ 66 от 13 апреля 2011 г.

Ленин о национализме

Ленин — наш современник
Национальному вопросу уделяли внимание все политические силы эпохи империализма, но подходили к нему с диаметрально противоположных сторон. Буржуазные партии стремились обострить противоречия, чтобы использовать это в своих интересах, коммунисты прилагали все усилия для сглаживания и гармонизации возможных проблем.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС рассматривался Марксом, Энгельсом как совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях. Классики марксизма показали, что национальные отношения носят конкретно-исторический характер и определяются общественным и государственным строем, соотношением классовых сил внутри страны и на международной арене, национальной политикой господствующих классов.

Обозначив социальную сущность национального движения, Маркс и Энгельс подчеркивали, что интересы пролетариата требуют освобождения угнетенных наций и народов, и вывели знаменитую формулу: “Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы”.

ЛЕНИН НАЧАЛ разрабатывать теорию национального вопроса применительно к России начала XX века. В царской России вообще не было никаких форм национально-государственных образований. Не было ни Украины, ни Белоруссии, ни Грузии, а были губернии Российской империи. Их народы не рассматривались как целостные нации, в них видели только подданных «его императорского величества».

При этом Россия оставалась многонациональным государством, в котором насчитывалось более 140 миллионов человек, из них 57 процентов населения составляли национальные меньшинства. В многонациональной России, по сути, не было нации-господина, которая бы уничтожала и оскорбляла другие народы только за то, что они не русские. Этносы мирно уживались в одной системе, формируя свои отношения на полиэтнической основе.

Вышесказанное не означает, что сложившиеся тогда отношения были идеальными. Стоит вспомнить слова Ленин, что «великороссы в России нация угнетающая». Однако при этом он имел в виду не крестьянина и рабочего, не интеллигента-разночинца, которые также страдали от дикого социального гнета, а русского помещика, капиталиста, все паразитическое светское общество, сомкнувшееся у царского трона.

КАК ОТМЕЧАЛ Ленин, самодержавие «все сделало для взаимоотчуждения народов». Национальная буржуазия стремилась выторговать у царского правительства уступки и привилегии, а возникшее национально-освободительное движение направить в капиталистическое русло. Под прикрытием верноподданнических чувств к самодержавию велась проповедь ярого национализма, разжигалась вражда к русскому рабочему и крестьянину, сеялась национальная рознь и между самими угнетенными народами. Польские националисты травили украинцев и евреев, армянские – грузин и азербайджанцев, азербайджанцы – армян. «Либеральная буржуазия всех наций, — указывал Ленин, — а великорусская прежде всего и больше всего, борется за привилегии своей нации... за национальное обособление, за национальную исключительность и тем помогает политике нашего министерства внутренних дел».

Картина сознательного сохранения невежества станет полной, если напомнить, что 75 процентов взрослого населения царской России было неграмотно, а в Туркменском крае среди коренных народов неграмотных было 98 процентов.

А РАЗВЕ НЕ ТУ ЖЕ картину, с небольшими отличиями, которые образовались далеко не благодаря нынешней власти, мы имеем «удовольствие» наблюдать ныне? Одним из первых рычагов при взятии власти буржуазией вновь стал национальный вопрос. Для облегчения выполнения принципа «разделяй и властвуй» первым делом великую общую семью народов развели по «национальным квартирам». Так и народное добро проще дерибанить, и всегда есть кого сталкивать лбами и создавать враждебность между новыми государствами. Прибалтийцы – «белая кость», азиаты – наркоманы и садисты, армяне и азербайджанцы – враги на веки, Грузия кипит внутри, как котел.

А самое главное столкнуть русских и украинцев, доведя конфликт до геополитического уровня. Параллели в этом преступном замысле долго искать не надо. В феврале 1917 после буржуазной революции народы делили по тем же принципам, и только победа большевиков в Октябрьской революции и кровопролитной гражданской бойне позволила сплотить народы, создать совершенно новую общность людей, наполнить их жизнь совершенно иными, отличными от буржуазных жупелов, ценностями.

РЕАЛИИ ОКРУЖАЮЩЕГО нас бытия с новой силой подтверждают ленинский вывод о классовом подходе к национальному вопросу, который можно разрешить только на основе принципа интернационализма, истинного демократизма. Об этом Ленин и писал в своей работе «Рабочий класс и национальный вопрос».

Ныне мы стали свидетелями вновь возникших процессов «черносотенного» характера – национализма, русофобии, антисемитизма – и целенаправленных действий по дальнейшему разобщению народных масс. А все это для того, чтобы еще более ужесточить эксплуатацию народов. В этом же ряду – манипуляции, ведущие к снижению качества образования, а то и к его полной ликвидации, как, например, в сельской местности.