№ 58 от 01 апреля 2011 г.

Транснациональные пастухи украинской «коровки»

Продовольственная безопасность

Только огромные риски мешают американским компаниям инвестировать еще большие средства в украинскую экономику, сказал недавно в одном из интервью посол США в Украине Джон Тефт. Но все далеко не так однозначно, как это преподносится американским дипломатом.

Звездно-полосатая алчность

«ГЛАВНАЯ проблема, с которой сталкиваются американские компании в Украине, — их собственная алчность и стремление вести себя, как в колонии, не считаясь с интересами государства и его граждан”, — парирует заместитель председателя парламентского Комитета по вопросам финансовой, банковской, налоговой и таможенной политики Евгений Царьков (КПУ). По мнению народного депутата, посол США недоволен прежде всего мерами, которые предпринимает правительство для обеспечения продовольственной безопасности страны. От себя добавим: мерами достаточно робкими, недостаточными и не отличающимися последовательностью. Евгений Игоревич поделился с нами любопытной информацией, которая, надеемся, станет для читателей “РГ” поводом для серьезных размышлений. Но сначала напомним известный слоган “Купуй україньске”, продвигаемый некоторыми украинскими политиками, именующими себя патриотами. Поскольку наш сегодняшний разговор о продовольственной безопасности, то и речь пойдет о продуктах питания. К тому же надо признать, что промышленных товаров, которыми можно гордиться, в Украине почти не осталось. Итак, чем же питаются граждане Украины, а точнее, что производят украинские продовольственные предприятия?

Неукраинский «Чумак»

НА ПЕРВЫЙ взгляд ассортимент продовольственных магазинов не может не радовать: их полки заставлены вроде бы отечественными соками, майонезами, соусами, колбасами. Но пусть никого не вводят в заблуждения названия. “За “щиро українським” брэндом кетчупов, соусов и томатных паст “Чумак” стоит “Dragon Capital” и “East Capital Bering Ukraine Fund”, а растительное масло и майонез “Олейна” — это “Bunge”, созданная в Амстердаме в 1918 году, — рассказывает Евгений Царьков. — Компания “Kraft Foods” конролирует шоколадную фабрику “Украина” в Тростянце. Красивая коровка “Фанни” “пасется” на мощностях бывшего Николаевского молочного комбината под присмотром французской группы “Лакталис”.

Почти 40 процентов украинского рынка пива принадлежит “САН ИнБев Украина” — структурному подразделению транснациональной компании “Anheuser-Busch InBev”. Это такие известные в Украине марки, как “Черниговское”, “Рогань”, “Янтарь”. А популярные брэнды “Славутич”, “Арсенал”, “Львовское”, “Квас Тарас” принадлежат якобы украинскому производителю пива и безалкогольной продукции компании “Славутич”. Вот только владеет компанией (до 30 процентов украинского рынка пива) “Carlsberg Group”. С 2007 года в семью “PepsiCo” вошел и ведущий производитель соков в Украине — компания “Сандора”.

Бизнес как оккупация

«ПО МОИМ данным, на ближайшую пятилетку транснационалы поставили себе задачу окончательно выкупить украинский рынок зерновых, растительного масла, молочной и мясной продукции, — говорит Евгений Царьков. — Я не знаю, что такое украинский бизнес, но с советских времен знаю, что такое спекуляция. Например, в моей Одесской области, в Тарутинском районе, у крестьян молоко скупают по 1,5-1,7 гривны за литр — это ниже уровня себестоимости. А в магазине мы его покупаем уже по 7–8 гривен. К тому же иностранные владельцы на украинском перерабатывающем предприятии платят зарплату в 4–6 раз меньше, чем у себя на родине, используя мощности, построенные советской властью. Сами же имеют дисконт по 5-6 гривен на литре молока! Так что это — бизнес или продовольственная оккупация?!”

Такая зависимость от иностранных компаний грозит Украине самыми серьезными последствиями. При желании они в любой момент смогут организовать проблемы на украинском рынке продовольствия для дестабилизации ситуации в стране. Но и этого кое-кому во властных кабинетах мало. На днях заместитель главы Администрации президента Ирина Акимова, выступая на “круглом столе” по земельному вопросу, сказала: “С 1 января 2012 года рынок сельскохозяйственных земель должен быть открытым. Он должен быть открытым не только для граждан Украины, но и для иностранных граждан, которые захотят работать в этой важной сфере”. То есть со следующего года вслед за предприятиями пищевой промышленности под контроль транснациональных пастухов предполагается передать еще и украинские черноземы!

Вот тогда-то купить что-либо украинское станет вообще нереально!