№ 57 от 31 марта 2011 г.

Венецианский демарш

Двойные стандарты

Венецианская комиссия — консультативный орган Совета Европы по конституционному праву — вроде бы подвергла критике внесенный в Верховную Раду языковой законопроект, подготовленный представителями трех фракций большинства.

ОФИЦИАЛЬНО заключение “венецианцев” еще не объявлено, но, похоже, появившейся в СМИ информации можно верить, что следует из комментариев представителей Украины в Венецианской комиссии — Марины Ставнийчук и Сергея Кивалова. Правда, оценки их существенно разнятся. Если первая делает акцент на том, что в комиссии законопроект о языках назвали “несоответствующим положениям украинской Конституции и международным соглашениям”, то второй говорит, что “проект заключения комиссии противоречит рекомендациям Совета Европы о необходимости выполнения положений Европейской хартии региональных языков, в которых говорилось, что русский язык заслуживает особого положения, учитывая число русскоговорящего населения Украины”.

Кивалов также приветствовал решение комиссии признать факт исторической основы русского языка в Украине. А газета “Коммерсант-Украина”, в распоряжении которой оказался подготовленный проект документа, цитирует отдельные выдержки: “С одной стороны, более 60% населения относят себя к украинскому этносу, с другой — более 60% используют русский в качестве языка ежедневного общения. Положения проекта закона в отношении русского языка могут трактоваться как намерение авторов поставить русский язык на один уровень с государственным, несмотря на Конституцию”.

Как видим, Венецианская комиссия встревожена возможным повышением статуса именно русского языка в Украине. Попахивает двойными стандартами, если учесть, что в случае с Румынией и Черногорией, установившими более либеральный порог для использования языков меньшинств местными органами власти, комиссия поддержала эти страны (http://2000.net.ua/2000/forum/puls/72448). Впрочем, подобные выводы европейских экспертов относительно украинского языкового законопроекта были вполне прогнозируемыми, учитывая сильные антироссийские настроения в Европе. Но при чем здесь Россия? Речь ведь идет об украинских гражданах, большая часть которых, что признают даже в Европе, говорит на русском языке. Похоже, спикер Владимир Литвин, отправляя в прошлом году законопроект в Венецианскую комиссию, догадывался: там не станут рекомендовать документ для утверждения, что даст возможность снять с повестки дня рассмотрение вопроса.

Один из авторов законопроекта, руководитель парламентской фракции КПУ Петр Симоненко предлагает простое и вполне демократическое решение: “Я вообще был против того, чтобы наш законопроект направляли на согласование в Венецианскую комиссию. Почему международные организации должны давать нам советы по нашему внутреннему законодательству? Если потребуется принять решение в спорном вопросе — это надо делать путем референдума. Пусть народ скажет свое мнение!”

Солидарен с Симоненко и его коллега по фракции Александр Голуб, назвавший выводы Венецианской комиссии вмешательством во внутренние дела Украины. “Я думаю, что решение, которое предстоит принять украинской власти в этих вопросах, должно базироваться на интересах страны и граждан, — убежден политик. — Сегодня есть все возможности провести этот закон через парламент, не обращая внимания на демарши со стороны Венецианской комиссии и националистического украинского политикума. Ничего общего с правами человека и трезвым разумом данное пожелание Венецианской комиссии не имеет, поэтому оно должно быть отброшено, а мы должны жить своим умом”.