№ 109 от 02 августа 2006 г.

Что нам стоит сериал построить...

СЕРИАЛЫ так прочно вошли уже в наш мир, что, кажется, были в нем всегда. Правда, от первых многосерийных телевизионных фильмов они заметно отличаются. Чем? Они все меньше походят на искусство. Зачем изобретать велосипед, если есть прекрасная разработанная схема создания сериалов? Отлаженный конвейер, где каждое движение всех создателей прописано и запатентовано.

Нужно только взять лекало и... вот уже миллионы телезрителей обсуждают в метро, на работе, по телефону, и в очереди, поженятся ли Вика с... этим, как его... продюсером и станет ли Пушкарева красивой и когда.

Сюжет, или Чем удивлять будем

Успех будущего сериала зависит от того, в какое время его показывать. Если днем или ранним вечером — то он должен быть про любовь, так как основной зритель — женщины. Если после программы новостей — то тогда ему лучше оказаться боевиком с погонями и стрельбой, так как это будут смотреть вместе с женщинами-домохозяйками и уставшие после работы мужчины.

Еще успех начинания зависит от того, какой канал это собирается купить, и что у него уже в программной сетке есть и чего не хватает.

Но вот тема определена — историческая драма, любовь, боевик, комедия, все вместе. Надо на эту тему придумать сюжет или взять проверенный иностранный. Это все решают на высоком телевизионном уровне и, приняв решение, запускают машину.

Сценарий

Если это переделка иностранного, как “Не родись красивой”, “Моя прекрасная няня”, то все просто — собирается команда сценаристов.

Роли в команде распределены следующим образом: начальник (куда без него, подчиняется продюсеру) — отслеживает работу всех в команде, ее же, работу, и распределяет, логисты — разработчики сюжета, сценаристы — те, кто расписывает диалоги, собиратели — те, кто собирает это воедино (ими вполне могут быть логисты). 

Сценаристы, как и актеры, тоже проходят кастинг. Надо определить, кто лучше придумывает шутки, кому удаются ро­мантические кусочки, кому словесная вода. Всем заинтересованным высылается несколько файлов — синопсис (небольшое описание всего сериала), характеры персонажей, пара сцен в кратком варианте, руководство для сценариста и напутствие-пожелание продюсера.

Руководство содержит свод правил: реплики максимум до трех строк, никакой статики, сцена должна заканчиваться репликой или реакцией персонажа, который является в данной сцене ключевым, не увлекайтесь деталями и т. д.

К сцене выдается хрономет­раж. Кстати, очень удобная разработка — все ремарки и имена героев пишутся большими буквами на длину страницы, диалоги — маленькими, длина строки — в полстраницы. Тогда одна страница сценария точно соответствует одной минуте экранного времени.

Серия состоит из 45-48 эпизодов. Одному автору достается не более 5-7 эпизодов, и то не подряд. Он знает примерное содержание предыдущих и краткое для своих.

Да ведь это все и не нужно — сериал вещь очень простая. Если персонаж положительный, то ничего в мире не заставит его стать плохим. Сериалы — это не про психологические сложности характеров, сериал — это перипетии сюжетов, событий и препятствий на пути достижения главным героем своей цели — стать красивой, любимой, всех победить, заработать денег, изобличить “плохих”.

Удачное лицо сериала

Актеры должны быть молодые, желательно незнаменитые (что сказывается на гонораре) и не сильно занятые в театре. Звезды тоже будут, но редко кто из звезд соглашается на такой марафон, да и стоят они дорого. Поэтому звезды снимаются в роли пап, мам, редко появляющихся начальников и т. д. От актера на главную роль требуется одно — внешнее попадание. Талант стоит на втором месте. Актер должен стать лицом, брендом сериала. Тем, что можно тиражировать. Это должна быть любовь с первого взгляда.

За кадром

Когда написаны и собраны 10–12 серий, когда выбрано лицо, начинаются съемки. Они идут по очень жесткой схеме. Одна серия — максимум два дня. На съемках два главных человека — режиссер и редактор площадки. Конечно же, еще актеры, ассистенты, операторы, осве­тители, сложная звукозаписывающая техника, но главные все же эти два человека. Режиссер — снимает, редактор площадки — отслеживает и считает.

Он следит, чтобы актеры точно шли по сценарию, который рассчитан на точное количество времени. От его отчета по первому дню зависит второй день: если актеры сыграли быстрее или переиграли, то сценарий второго дня может быть сокращен или срочно дописан. Не должно быть ни одной лишней секунды и недобора. Ведь сериал — это еще и проданное время. 

События — дело рук самих телезрителей

Конвейер работает — сценаристы пишут серию за серией, съемочная группа снимает, редактор считает, продюсер проверяет. Когда отсняты и смонтированы первые 10-15 серий, можно запускать. Уже во всю пошла реклама нового проекта, зритель ждет в нетерпении, рекламное время продано, ТВ-программа напечатана, сделан сайт.

Сериал запускают и ждут зрительской реакции и рейтинга. На сайте открывается форум, где каждый может написать мнение, пожелание, предположение о развитии сюжета.

Тогда появляются еще одни люди группы разработки. Они все внимательно прочитывают, просеивают и выносят вердикт: зритель хочет, чтобы герой сделал то-то, такая-то сюжетная линия не взволновала — ее можно свернуть, такую-то, наоборот, развернуть. Зритель хочет — зритель получит. Поэтому, например, сериал “Не родись красивой”, начиная с 100-й серии пошел в совершенно другую сторону, чем оригинал “Бетти-дурнушка”.

Но давайте расставим все на места: сериалы снимаются не для зрителей, а для рейтинга канала. Для зрителей в искусстве уже мало что делают, это как монета о двух сторонах — с одной стороны коммерческий успех, с другой — самовыражение художника. А зритель — ребро этой монеты. Говорят, что иногда и так падает.