№ 42 от 10 марта 2011 г.

Вагончик тронется?

Социальный транспорт

Без поддержки властей единственный в Крыму трамвайный парк не выживет.

Потрепанная визитка


ТРАМВАЙ — визитная карточка бывшей Всесоюзной детской здравницы Евпатории. Первые трамваи появились здесь в 1914 году и долгие десятилетия верно служили горожанам и гостям города. Но сегодня, увы, “Евпаторийское трамвайное управление имени Пятецкого” переживает далеко не лучшие времена. Средний возраст трамваев — 35 лет. Машины давно исчерпали ресурс эксплуатации и нуждаются в ремонте. Замены требуют и трамвайные рельсы — из 20 километров 14 были проложены еще в начале ХХ века.

Более 70 процентов пассажиров евпаторийских трамваев — льготники. Ездят они бесплатно, но субвенции из городского и государственного бюджета, компенсирующие затраты на перевозку льготных категорий граждан, поступают с задержкой. В результате сотрудники трамвайного управления нерегулярно получают зарплату. Дилемма такая: либо отменить льготы и взимать плату за проезд со всех (а это нарушение закона), либо найти средства на восстановление трамвайного парка.

Крымское правительство заверило, что обязательно пойдет по второму пути. Сохранить этот вид транспорта важно по нескольким причинам. Во-первых, исторически: это первый и единственный трамвайный парк в Крыму, сохранившийся до наших дней. Во-вторых, на многих улицах Евпатории сохранилась “восточная” планировка. То есть ширина проезжей части во многих местах такова, что проехать может только узкоколейный трамвай. В-третьих, это экологически чистый вид транспорта, а Евпатория позиционирует себя как семейный курорт...

C надеждой на перемены

СЕГОДНЯ главная задача — добиться того, чтобы трамвайное управление регулярно получало субвенции из городского и государственного бюджетов. До конца февраля предприятию должны были выделить 260 тысяч гривен на ликвидацию задолженности по зарплате, а до конца года Совмин АРК обещал направить 15-20 миллионов на обновление трамваев. Правда, здесь не решен еще один принципиальный вопрос: следует покупать новые трамваи или капитально ремонтировать те, что есть? Тем более что эксплуатация старых трамваев, выпущенных в середине прошлого века, позволит сохранить привычный облик Евпатории, который весьма привлекателен для туристов.

Говорят, что выделят деньги и на замену давно отработавшей свой ресурс 5,5-километровой контактной сети. Это позволит сократить потери электричества и снизить расходы на содержание трамвая. Деньги на обновление подвижного состава и контактной сети правительство АРК намерено взять из 900 миллионов гривен, которые Крым должен получить в этом году на социально-экономическое развитие из госбюджета Украины.

Следующий этап — замена рельсов, а затем — продление трамвайной сети до поселков Заозерное и Исмаил-бей. Новую ветку должны проложить не позднее 2014 года — к 100-летию евпаторийского трамвая...

И, надо признать, положительный опыт восстановления социального транспорта в Крыму есть. Как и Евпаторийское трамвайное управление, похожие трудности испытывало до недавнего времени предприятие “Крымтроллейбус”. Много лет его пытались довести до банкротства, чтобы отобрать немалую территорию, находящуюся в привлекательном районе крымской столицы. Однако в настоящее время коллектив “Крымтроллейбуса” вовремя получает зарплату, ликвидирована задолженность, на предприятие поступило около 60 новых машин. До конца года парк пополнится еще шестью десятками новых троллейбусов. Причем в течение ближайших трех лет подвижной состав планируют обновить полностью, закупив 300 троллейбусов. Такую бы заботу и трамвайному управлению Евпатории!..

Крым.