№ 39 от 02 марта 2011 г.

Трамвай как роскошь

В Харьковской области повышены тарифы на проезд в общественном городском транспорте.

В погоне за наваром
ПЕРВЫМИ в этом году повысили тарифы на проезд собственники маршруток в городе Лозовая. Цена билета возросла в полтора раза. Перевозчики объясняют такой рост тем, что стоимость проезда не менялась на протяжении последних трех лет. А за этот период, мол, подорожали горючее и запасные части. Увеличившиеся затраты уменьшили барыш предпринимателей. Вот они и требовали отпустить тариф.

Власти города сдерживали аппетиты перевозчиков то накануне президентских, то местных выборов, дабы не настраивать против себя людей. Поскольку избирателям в ближайшей перспективе не будет оснований изъявлять свою волю, то их нечего ублажать, посчитало руководство горсовета. И пошло на уступки бизнесу.

Руководство Изюма, зная, как бурно отреагировало население города при повышении тарифов на услуги жилищно-коммунальных предприятий, тянуло с принятием непопулярного для себя решения по перевозкам. Здесь пошли на диалог с громадой: организовали общественные слушания. Но перевозчики толком не смогли обосновать заявленное ими повышение стоимости проезда в маршрутках. После такого конфуза горсовет надолго взял тайм-аут. Но на днях все же разрешил транспортникам повысить тариф на четверть.

Тарифы везде «поехали»


БЕЗОГЛЯДНО идут навстречу частнику и в областном центре. Еще не высохли чернила на предложении автоперевозчиков (а это все негосударственные фирмы) повысить стоимость проезда в автобусах и маршрутках на 25-50 копеек, как мэрия Харькова удовлетворила это пожелание бизнеса. Теперь поездка в зависимости от продолжительности маршрута обходится пассажиру в 2,5 – 3,5 гривны.

Вслед за автомобилистами захотели улучшить свое финансовое состояние за счет клиентов и работники городского электротранспорта. Как только стало известно об этом, харьковский филиал Института имени Горшенина провел экспресс-опрос пассажиров.

Более двух третей горожан посчитали планируемое повышение тарифов на проезд в трамваях и троллейбусах необоснованным. При этом их работу положительно оценила лишь пятая часть респондентов. Остальные недовольны несоблюдением графика движения и частыми сходами с линии подвижного состава из-за технических неисправностей.

И в этой ситуации мэрия принимает решение: во второй декаде марта повысить тариф на проезд в городском электротранспорте на 50 копеек. В подземке он возрастет до двух гривен, а в трамваях и троллейбусах — до полутора гривен. Вот и думай: поездка на трамвае – не роскошь ли? В советское время она обходилась дешевле всего: три копейки.

Дуга напряжения

ГОРОДСКОЙ голова Харькова Геннадий Кернес утверждает, что нет иного пути поддержки общественного транспорта, как увеличение тарифов на его услуги. Мол, государство компенсирует лишь пятую часть затрат на проезд льготников в электротранспорте.

— Мы предложили мэру помощь в решении проблемы субвенций, — рассказывает руководитель фракции КПУ в Харьковском горсовете Алексей Перепелица. – Попросили предоставить данные, сколько денег задолжало правительство за перевозку льготных пассажиров. Предполагалось, что их озвучит с парламентской трибуны первый секретарь Харьковского обкома Компартии Алла Александровская, являющаяся секретарем бюджетного комитета Верховной Рады Украины. А мэр ответил: она не наш народный депутат, у нас есть свои.

Вот так градоначальник делит народных избранников. Под «своими», по-видимому, подразумевает представителей Партии регионов, к которой принадлежит сам. Но на выборах мэра Харькова за выдвиженца Компартии проголосовала пятая часть горожан. Новоиспеченный мэр об этом отлично помнит. И панически боится за свое кресло. Оно может рухнуть, если сторонники Кернеса, а таких в Харькове лишь третья часть избирателей, разочаруются в сегодняшней политике властей.

А причин для этого предостаточно. Жить становится с каждым днем все труднее. Недавно земляки получили квитанции с увеличенными тарифами на услуги ЖКХ. Дорожают продукты питания. Пенсию, которую повышало правительство, давно «съела» инфляция. Зарплата тоже не растет у большинства работающих. Многие из них ее вовремя не получают. Перечень социальных проблем очень длинный...

Харьков