№ 38 от 01 марта 2011 г.

Подшипник с интеллектом

Машиностроение

Какие стимулы нужны для перехода Украины к экономике, базирующейся на инновационном развитии, то есть на успешных, кардинально новых технологиях? Разговор об этом шел в Харькове на совместном заседании Федерации работодателей Украины и Ассоциации ректоров технических вузов.

Почему ХАРП работает в три смены?

НА ПОЛНУЮ загрузку перешел Харьковский подшипниковый завод (ХАРП). Работа в трехсменном режиме обеспечена заказом российских железнодорожников, которые предпочли слобожанские роликовые подшипники изделиям ведущих западных компаний.

— У нашей продукции в три раза увеличен ресурс, — поясняет генеральный директор предприятия Виктор Третьяков. — А еще высокий класс точности. Создаем новинки вместе с коллективом Украинского конструкторско-технологического бюро подшипниковой промышленности и учеными ряда вузов страны.

Выпуск высокотехнологичной продукции потребовал модернизации всех основных процессов. Старое оборудование заменили новейшими отечественными и импортными станками и автоматическими линиями. Так что сегодня ХАРП, выпускающий, кроме железнодорожных, еще и подшипники для автомобилей и сельхозтехники, — один из немногих заводов своей подотрасли с полным циклом производства, начиная от кузнечного передела и заканчивая шлифованием.

Но чтобы освоить новое оборудование, нужны специалисты высокого класса. И предприятие открыло при помощи Харьковского политеха курсовой комбинат, где обучают новым специальностям, а также повышают квалификацию, в частности недавних пэтэушников.

В нынешнем году ХАРП намерен освоить производство более трех десятков новых типов подшипников, например, роликосферических, которые раньше в Украине не производились. Они используются в оборудовании для горнодобывающих и металлургических предприятий. В планах также выпуск подшипников для вагонов повышенной грузоподъемности. Ныне такая продукция есть только у ведущих зарубежных фирм.

Нематериальные компоненты


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ прорыв подшипникового завода — часть инновационной стратегии развития Украинской промышленно-энергетической компании, в которую он входит. Компания взяла курс на высокотехнологичные секторы машиностроения, начала проводить свои исследования и разработки, занялась трансфером высоких технологий. Вместе с Харьковским политехническим институтом организован учебно-научно-производственный комплекс “Техноград”. Там готовят молодых специалистов на современном уровне, привлекая их в научно-технические подразделения компании.

— На инновационное развитие тратим десятую часть своего оборота, — утверждает вице-президент УПЭКа Сергей Нестругин. — Интеллектуальную собственность считаем главнейшей в себестоимости изделий. Планируем довести долю нематериальных компонентов в цене продукции до 50 процентов. Такая высокоинтеллектуальная продукция позволит нам конкурировать на мировых рынках.

В хвосте технического прогресса
УМЕЛО завоевывают рынки своей продукцией и такие ведущие предприятия украинской индустрии, как Новокраматорский машиностроительный завод, крымский химический завод “Титан”, производитель минеральных удобрений “Рiвнеазот”. И все же список отечественных предприятий, использующих современные высокие технологии, очень скромен. Потому и вытесняют украинских производителей не только с освоенных ранее зарубежных рынков, но даже и со своего, отечественного. За последние два десятилетия доля украинской продукции в объеме мирового производства снизилась в 10 раз и составляет ныне лишь 0,2 процента.

Беда в том, что большинство наших предприятий живет на разработках еще 80-х годов прошлого столетия, в то время как мировые компании обновляются чуть ли не каждую пятилетку. Чтобы удержаться на плаву, отечественный промышленный бизнес покупает за границей технологии и оборудование. Даже специалистов привозят из-за рубежа, хотя свои вузы могут готовить современные кадры.

Шанс догоняющего
ОТСТАЮЩЕМУ всегда тяжело интегрироваться в мировую экономику. Однако у нашей страны шанс есть, считают эксперты Федерации работодателей Украины. Чтобы его реализовать, надо обратить внимание на традиционные отрасли, поскольку именно там применение новых разработок и изобретений даст максимальный экономический эффект. Одна из таких традиционных отраслей — машиностроение, которым ранее славилась Украина.

В стране много талантливых изобретателей, но они не могут довести свою идею до рынка, ведь на это нужно много средств, чего нет у ученых. Поэтому без финансовой поддержки бизнеса не обойтись, считает ректор Киевского политехнического института и председатель Ассоциации ректоров технических вузов Украины Михаил Згуровский. Бизнес, у которого есть деньги, должен возглавить инновационный процесс. А роль государства — создать для этого тандема благоприятные условия, в частности вводить налоговые стимулы, изменить законодательство об авторском и патентном праве.

Предприниматели должны также участвовать в подготовке кадров, поскольку вузам необходимы суперсовременные лаборатории и реальная практика для студентов на современных производствах. Ведь техническое образование без научных исследований и проектных работ ныне просто нереально. А вообще, наиболее целесообразно создать научно-образовательную среду на базе ведущих вузов и крупных НИИ. Такая система сможет гибко отзываться “умами” на запросы экономики.

По мнению Згуровского, в ближайшие годы рынок труда кардинально изменится. Понадобятся специалисты производственного инжиниринга, информационных технологий, менеджеры по эксплуатации производственных и иных зданий. С учетом такого спроса следует уже сейчас пересматривать набор абитуриентов, а также переучивать людей, которые ищут работу.

Харьков.