№ 31 от 18 февраля 2011 г.

Школа Вербича

“Когда я смотрю на картины Александра Вербича, — говорит искусствовед Татьяна Семенова, — то невольно думаю о том, что какие бы новые направления ни открывались в современном искусстве, реалистические тенденции, несущие нотки особой задушевности, в нем никогда не погаснут”.

Красками делится природа


– А У ВЕРБИЧА не может быть иначе, — продолжает моя собеседница, — ведь основным источником его творчества является неповторимая природа Причерноморья, помогающая находить интересные сюжеты и образы. Недавно на художественной выставке в Одесском литературном музее мое внимание привлекла его картина “Заснеженные ограды”. Этот лирический, задушевный пейзаж отличается плотной, сочной живописью. Создается такое впечатление, будто сама природа щедро делится с художником своими красками.

Ученики Одесской детской художественной школы № 2 (ДХШ № 2), занимающиеся в классе у Александра Вербича, гордятся тем, что у их преподавателя на счету уже 15 персональных выставок картин, состоявшихся в Украине и за рубежом. Для ребят эти выставки интересны еще и тем, что они собственными глазами видели, как многие из его работ создавались на пленэрах, которые устраивает Вербич для школьников в окрестностях Одессы.

— У меня страсть к рисованию развилась, наверное, из-за интереса к древней истории замечательного города Староконстантинова, что в Хмельницкой области, — вспоминает Александр Владимирович. — В нем родился и вырос, окончил школу. Интересовался прошлым города, гордился древним замком, построенным для защиты края от татарских набегов. А одним из первых моих серьезных рисунков стало изображение полуразрушенной оборонной башни XVI века, входившей в систему городских укреплений. Увлеченно переносил на бумагу и другие старинные сооружения — костел Иоанна Крестителя, мельница, прекрасные пейзажи с реками Случ и Икопоть.

В 1985 Вербич окончил Одесское государственное училище имени Грекова. Еще учась в “грековке”, стал постоянным участником выставок живописи и графики. В 2002 году был принят в Национальный союз художников Украины.

Более двух десятков лет преподает в ДХШ № 2. Занимается живописью, графикой, дизайном кованых металлических изделий. Немало его картин находится в частных собраниях Украины, Германии, Италии, США и других стран. А изделия из металла украшают дома, гостиницы, магазины, офисы и улицы Одессы. Что интересно, двое из его бывших учеников — Наталья Бойко и Елена Варшавская — стали преподавателями в ДХШ № 2, а Светлана Димова — завучем.

Застройщики теснят художников
ПОСКОЛЬКУ расположена ДХШ № 2 в отдаленном от исторического центра Одессы микрорайоне Котовского, то здесь нет просящейся на бумагу или холст изысканной старинной архитектуры. Чтобы научить детей видеть прекрасное, Александр Владимирович еще несколько лет назад часто устраивал для них пленэры в Лузановском лесу.

— Места там чудесные, — рассказывает Вербич. — Добирались от школы пешком за полчаса. Рядом море. Да и сам лес непростой. Ведь он высажен на месте жестоких кровопролитных боев во время Второй мировой войны. Здесь в 1941 году находился один из участков героического 60-километрового рубежа обороны, дугой охватывающего Одессу. Так вот в лесу проводились уроки мужества для школьников, встречи с участниками сражений. А еще, по утверждению ученых, Лузановский лес крайне важен для сохранения хрупкого баланса в природе.

Однако пару лет назад пленэры в Лузановском лесу пришлось прекратить. Его изуродовали громадные каменные заборы, охраняющие покой состоятельных жильцов коттеджей в городках, построенных несмотря на многочисленные протесты одесситов.

— А ведь для детей, — подчеркивает Вербич, — Лузановский лес — частица истории родной земли. Сейчас выезжаю с учениками на пленэры на берега Куяльницкого лимана. Правда, есть опасение, что коттеджная лихорадка перекроет доступ и в эти места.

Одесса.