№ 30 от 17 февраля 2011 г.

Чтобы посредники не отправляли в рабство

Пытаясь привлечь внимание чиновников к судьбе украинских моряков, томящихся в рабстве на иностранных судах,
их родственники и друзья провели митинги и пикеты на Соборной площади в Одессе и под стенами Администрации президента в Киеве.

Пиратов отпугнула… нищета

В ОЧЕНЬ сложном положении оказались одесские моряки, попавшие по контракту на три судна, оператором которых является хорватская компания «Split Ship Management Ltd», обанкротившаяся полтора года назад. Эти суда были брошены на рейде портов в Камеруне, Индии и в Бангладеш. Жены моряков рассказывают, что их мужья подписывали контракт на полгода, а работают уже 18 месяцев, не получив за это время ни зарплаты, ни билетов домой. Мало того, на борту закончились еда и питьевая вода.

— Мой муж, третий механик теплохода «Свифт Сплит» Юрий Коваль, — говорит Ирина Коваль, – сообщает, что на рейде Камеруна они мучаются от 50-градусной жары. Морякам выкраивают в день по 100 – 200 граммов воды. Питание состоит только из рыбы, которую пытаются сами ловить. Медикаментов нет. У мужа почернели все зубы. Зарплату не платят, денег на билет домой не дают.

Механик Юрий Т., которому удалось вырваться со «Свифт Сплит» в августе прошлого года, подчеркивает: «Работа на судне напоминала ад. Постоянно выходил из строя двигатель. А это значит, что экипаж подолгу оставался без электричества. В жару без кондиционеров невозможно было ни отдохнуть, ни поспать. Почти с первого дня не хватало воды. Унитаз сливали забортной водой. Из еды оставалась свинина, но и та сгнила. Испортился рис. Бывало, что на два-четыре дня растягивали три пачки макарон на весь экипаж, составляющий более двадцати человек. Из-за безвитаминного, плохого питания я потерял 14 зубов. Однажды к нам подошли пираты, но не решились захватывать корабль, находящийся в столь бедственном положении…

Участники пикетов рассказывали, что в составе экипажа «Свифт Сплит» было несколько камерунских моряков. Измучившись, африканцы пошли на крайние меры: взяли в заложники находящихся в экипаже хорватов и пригрозили выбросить их за борт, если судовладелец не выплатит им деньги. В создавшейся ситуации судовладелец решил не рисковать жизнью соотечественников и выполнил требования камерунцев.

Трудной остается ситуация и на двух других судах компании «Split Ship Mana­gement Ltd», стоящих на рейде в Индии и Бангладеш. Старший помощник капитана теплохода «Глория-1» Константин Чернецкий сообщил родным, что в Индии началась жара, а кондиционеры на судне давно не работают, не привозят питьевую воду, заканчиваются продукты.

— Еще пять лет назад, — говорит второй помощник капитана Юрий Алексеев, — действующая при ООН Международная организация труда (МОТ) предложила мировому сообществу морских государств «Сводную Конвенцию о труде в морском судоходстве». Ведь наш труд нуждается в особой защите. Во многих государствах уже закончились процессы ратификации конвенции. А в Украине не спешат, поскольку новый порядок будет мешать бюрократам, греющим руки на «теневом» бизнесе. Даже раздаются заявления о том, что ратификация конвенции ухудшит ситуацию в украинской морской отрасли.

Не хотят терять «мзду»

ПО МНЕНИЮ Юрия Анатольевича, неторопливость «стимулируют» расплодившиеся в стране крюинговые агентства. Отправляя украинских моряков работать под иностранным флагом, они зачастую забывают всесторонне проверить деловую репутацию и профессиональную добропорядочность иностранного работодателя.

— Бывают случаи, — отмечает моторист Сергей Ершов, — когда в смешанных экипажах боцман-украинец получает меньше матроса-филиппинца. Происходит это потому, что филиппинцы, танзанийцы, индийцы ощущают защиту государства в любом спорном вопросе. Их крюинговые агентства четко оговаривают в контрактах, сколько часов в сутки должен работать тот или иной специалист. Переработка обязательно компенсируется деньгами. А вот наших моряков никто не защищает. К тому же стараются «трудоустроить» на старые, разваливающиеся суда, где им приходится коротать свободное время в каютах без вентиляции, освещения и с угнетающей вибрацией.

Некоторые частники даже умудряются при трудоустройстве моряков взять плату за контракт, за проверку документов на легитимность, за постановку на учет… Государство же, ратифицировавшее Конвенцию, должно законодательно пресекать все попытки возложить на моряков прямо или косвенно оплату издержек за предоставление рабочего места.

— Неразбериха с трудоустройством моряков, — продолжает Ершов, — выгодна тем, кто разграбил Черноморское морское пароходство, скупив суда и вынудив украинских моряков работать не на государство, а на хозяина. И, конечно, только им на руку, чтобы украинский моряк как можно дольше оставался бесправным в многомесячном рейсе.

Сегодня Украина занимает пятое место в мире среди стран-поставщиков кадров для торгового флота: это 65 – 70 тысяч человек. Из них на судах под украинским флагом работают лишь около пяти тысяч человек. Напоминая об этом властям, участники пикета у Администрации президента обратились к главе государства и уполномоченному Верховной Рады по правам человека с просьбой защитить права украинских моряков, бедствующих сегодня на рейде Камеруна, Индии и Бангладеша, потребовали помочь им вернуться на родину.

Одесса.