№ 29 от 16 февраля 2011 г.

Кожаная песнь карпатского края

ЭКСПОЗИЦИЯ выставки невелика — всего один небольшой зал. Однако представленные здесь около ста предметов — верхняя одежда, обувь, ремни, пастушеские кнуты, сумки, кошельки, другие вещи, служившие дополнением к народному традиционному костюму, — дают довольно полное представление об одном из старейших народных промыслов западных регионов Украины. Средний “возраст” изделий около ста лет.

Сносу нет

ПОНЯТНО, что делались эти вещи не для музея. Все они когда-то кому-то принадлежали и активно использовались. Но нужно отметить, что дошли они до нас в исключительном состоянии. При этом кожа прекрасно сохранила свое качество — бери и носи. И неудивительно. Ведь это не какой-нибудь китайский ширпотреб. Во-первых, все натуральное. Во-вторых, делалось для себя, любовно и по веками наработанным технологиям.

— Обработка кожи долгий процесс, — рассказывает научный сотрудник львовского музея Тамара Дуда. — Вначале — сушка, затем тщательное соскабливание остатков жира и тканей, долгое вымачивание в хлебном квасе с добавленными натуральными красителями, при необходимости дубление, сушка... Вся процедура от забоя скота до готового изделия занимала полгода-год.

В традиционном народном искусстве Западной Украины издавна сложились особые приемы художественной обработки этого материала (например, вышивка цветной шерстью, аппликация, накладки из металла) с присущими только этим территориям орнаментами и формами изделий.

Любая вещь — кептари, карпатские кожухи (бойковские друшляки и буковинские цурканки), а также разнообразная обувь — постолы, черевики, чоботы — несут на себе печать местного колорита.

Видно пана по халявах

ВПОЛНЕ возможно, посетитель выставки сделает для себя маленькие открытия. Я, например, впервые узнал, что карпатские пастухи пользовались кожаными емкостями для воды — эдакий вместительный мешок через плечо, затянутый шнурком. По сути, грузинский бурдюк для вина, который назывался в Карпатах несколько иначе — бордюгом. Совершенно очевидно, что слова эти одного корня.

Выясняется также, что необыкновенно широкие и тяжелые мужские пояса — не просто украшение гардероба. Изначально они использовались для безопасности на валке леса, других тяжелых работах. Как в тяжелой атлетике, попросту говоря, — чтоб пупок не развязался.

Но самый утилитарный предмет часто превращается в артефакт. На каком-то этапе кому-то всегда приходило в голову украсить, например, орнаментом обычный глиняный сосуд и просто поставить его на полку для красоты. Такова же эволюция карпатского пояса-корсета, который именуется в тех краях чересом. В быту обычный, без “вытребенек”, а праздничный — с узорным тиснением и изы­сканными застежками. В этих веригах (зато красиво!) щеголяли карпатские парубки. К чересу часто крепили кошелек, курительную трубку.

А карпатские модницы, дабы придать своим ножкам дополнительную стройность, тоже шли на жертвы — носили довольно тяжелые для слабого пола сапожки-скрипуны из дубленой кожи. Халява, верхняя часть чобота, твердая, как дерево. Но чего не вытерпишь ради красоты!

Пани и пана видно по халявах.

Подвижники-передвижники

ОСОБЕННОСТЬ выставки в том, что традиционные карпатские изделия из кожи показывают в Киеве впервые за многие десятилетия. И нужно поблагодарить работников львовского музея, которые, по сути, на своем горбу привезли выставку в столицу. Этим и объясняется скромная по размерам экспозиция. По словам Тамары Дуды, добирались в Киев своим ходом. Везли экспонаты в поезде в нескольких чемоданах. Много ли привезешь таким образом?

Спасибо подвижникам-передвижникам. Благодаря их стараниям киевляне могут прикоснуться (в прямом и переносном смысле) к карпатской кожаной экзотике.

Выставка работает до 3 марта.

Фото Наталии РЕКУНОВОЙ.