№ 28 от 15 февраля 2011 г.

«Доминанта» — это территория радости

Есть ли у нас хорошие школы? Такие, в которые с радостью отдал бы своего ребенка? К счастью, есть. Не все учительские коллективы, устав от проблем далеко не педагогического характера, опустили руки и утратили интерес к своей работе, выполняя ее формально. Один из таких коллективов трудится в киевском учебно-воспитательном комплексе “Доминанта”.

НА САЙТЕ “Доминанты” есть такие слова: “Мы воспитываем тех, кому выпадет честь укреплять интеллектуальное, экономическое и технологическое могущество независимой Украины”. И педагогам в самом деле многое удается. Не случайно в рейтинге 20 лучших школ страны, который составили журналисты газеты “Комсомольская правда в Украине”, “Доминанта” заняла восьмое место.

Клуб «е2-е4»

СОБСТВЕННО говоря, дело не только в учебных успехах. Ребятам из “Доминанты” прекрасно живется и после уроков — много разнообразных занятий по интересам. Чего стоит один только шахматный клуб “е2-е4”! В нем из тысячи учащихся школы занимаются более 200. Ребята достигли больших успехов не только в Украине, но и на международной арене. А со сверстниками из Великобритании сражались даже не раз. Сами туда ездили и в Киеве гостей принимали. Юные шахматисты соревновались и с депутатами Верховной Рады, и с отечественными банкирами.

Надо ли говорить о популярности “Доминанты” среди детей и родителей? Вопрос риторический — ежегодно школьная семья увеличивается на 90 новичков.

В тесноте, да не в обиде

НО ВСЕ это только прелюдия. Вокруг школы сгустились тучи. Четыре года назад газета “Урядовий кур’єр” посвятила целую полосу успехам “Доминанты”. Рука об руку с учебно-воспитательными достижениями шли и спортивные победы ребят. Правда, к их услугам — всего один спортивный зал, подчеркивала газета.

После этой публикации про­шли годы. И что же? По сравнению с 2004 годом, когда “Доминанта” впервые распахнула свои двери, детей в школе стало втрое больше. Учебных помещений не хватает, особенно для занятий физкультурой и спортом. Площадь спортзала все та же — 120 квадратных метров. Бывает, что занимаются по два-три класса одновременно. Или вынуждены проводить занятия в коридорах, вне здания школы, а то и сокращать до минимума, чтобы ученики посетили хоть немного уроков.

Чтобы избежать невероятной тесноты, “Доминанте” нужно еще хотя бы два таких зала. Но нет в школе таковых, как нет и своего стадиона, спортивных площадок. Тем не менее ни педагоги, ни ученики своих стараний не уменьшают. Имена юных спортсменов по-прежнему громко звучат на чемпионатах не только Киева, Украины, но и в международных соревнованиях по многим видам спорта, в том числе футболу, плаванию, фигурному катанию, настольному теннису, шахматам, по восточным видам борьбы. Победителями и призерами стали в 2009-2010 учебном году десятки учеников “Доминанты”.

Два в одном

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ реконструкция “Доминанты” была включена в программу социально-экономического развития Днепровского района. Но это требует много времени и, главное, бюджетных средств.

“Где же выход?” — задумались ответственные товарищи. И нашли. Рядом с “Доминантой” находится средняя школа № 204 — обычная, с давно устаревшей системой образования. Поэтому учеников в ней все меньше. В нынешнем 2010-2011 учебном году из 1500 учебных мест заполнены всего лишь 350. Остальные многочисленные помещения, в том числе для физкультуры и спорта, отданы в аренду частным структурам.

Простейший выход напрашивается сам собой — объединить две школы. Тем более что когда-то это было единое учебное заведение. А когда возникла идея создания “Доминанты” — школы, построенной на передовых принципах непрерывного обучения детей с трех лет (в дошкольном специализированном отделении) и до 11 класса, с высококвалифицированными педагогами, часть школьных помещений отдали “Доминанте”.

И началось своеобразное соревнование двух педагогических коллективов. По мере того как “Доминанта” шла вперед, 204-я школа все больше теряла авторитет среди родителей, которые предпочитали отдавать своих детей в привлекательную по всем параметрам ее “соседку”.

Удары и контрудары

ДАЛЬНЕЙШИЕ события развивались так. Администрация Днепровского района, учитывая ходатайство Главного управления образования и науки Киева (письмо от 29.09.2010 г.), по согласованию с Киевской госадминистрацией (письмо от 27.10.2010 г.) издала распоряжение “О некоторых вопросах оптимизации сети учебных заведений просвещения Днепровского района г. Киева”. Оно предусматривает включение
204-й школы в состав “Доминанты” с сохранением профиля школы, ее педагогического и ученического коллективов.

Казалось бы, это золотая середина между двумя крайностями — передовой и отсталой организациями в интересах подрастающего поколения, а также в интересах экономного и рационального использования бюджетных затрат на достройку школьных помещений. И в интересах ребят из школы № 204, которые смогут учиться по более передовым методикам и технологиям!

Но все это не совпадало с желаниями отдельных лиц и частных структур, которые арендуют свободные помещения и спортивные залы в школе № 204. С этой стороны и последовали контрудары. В итоге выполнение упомянутого решения Днепровской райгосадминистрации приостановлено другими инстанциями. Вопреки интересам государства и детей!

И теперь вместо того, чтобы сделать все для начала уже во втором полугодии этого учебного года совместных занятий воспитанников обоих школ, страсти вокруг проблемы продолжают кипеть и обостряться.

В переводе с латинского слово “доминанта” означает главенствующая идея, основной признак какого-то явления. В нашем случае этой доминантой должно стать гармоничное развитие детей. На первый план следует ставить не желания и удобства взрослых, будь то даже самые высокие чины или богатые тузы, а интересы нового поколения. Как того и требует Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Украиной.