№ 21 от 04 февраля 2011 г.

Солома на вес золота

Профессор кафедры механики Львовского национального университета имени Франко Виталий Галазюк занимается разработкой альтернативных источников энергии уже 15 лет. За это время он провел ряд успешных научных исследований, получил несколько патентов на изготовление экологически чистых топливных брикетов. По его утверждению, топливом будущего для Украины может стать... солома.

– К ВОЗОБНОВЛЯЕМЫМ источникам энергии чаще всего относят энергию солнечного излучения, ветра, потоков воды, биомассы, тепловую энергию верхних слоев земной коры и океана, — рассказывает Виталий Аполлонович. — Солнечная, ветровая и геотермальная энергетика (за счет тепловой энергии, содержащейся в недрах земли) требуют дорогостоящих технологий и нигде в мире не являются доходными. Существуют и другие причины, по которым эти виды энергетики не смогут найти в Украине широкого применения. Для тех же ветряков, к примеру, у нас нет “нужного” ветра. Стабильный устойчивый ветер в Украине бывает только в Крыму и Приазовье.

В то же время Украина, как агропромышленная страна, обладает огромным незадействованным ресурсом разнообразного сырья для производства топливных брикетов. В основном это древесная и растительная биомасса — отходы пищевой, лесной и лесоперерабатывающей промышленности: солома, опилки, обрезки деревьев, виноградный шрот, лузга подсолнуха, жом сахарной свеклы, остатки сокопроизводства. Наиболее перспективный источник энергии — солома, которая у нас зачастую гниет на полях.

— Почему именно солома?

— Это самое дешевое и удобное сырье. Две тонны соломы по своей теплотворной способности эквивалентны тысяче кубометров природного газа или 1,5 тонны высококачественного угля. К тому же соломы в Украине более чем достаточно: ежегодно в сельских хозяйствах собирается ее около 40 миллионов тонн. Это 20 миллиардов кубометров газа...

— Но ведь чтобы в государственном масштабе использовать солому, нужно построить целую инфраструктуру.

— Я подсчитал, что на 30 тысяч гектаров земли в Украине должна быть одна производственная линия по выпуску топливных брикетов из соломы. Стоит такая линия 2 миллиона 600 тысяч гривен, это небольшие средства. Ее мощность — 10 тысяч тонн брикетов в год. Замечу, что для отопления двухэтажного дома площадью 180 – 200 квадратных метров нужно девять тонн брикетированной соломы в год. В сравнении с газовым “соломенное” отопление будет дешевле, как минимум, в два раза.

— Благами альтернативной энергетики весьма активно пользуются европейцы. Используют ли они биомассу?

— В экономной Европе, где рачительные домовладельцы считают каждый евро, преимущество использования биотоплива оценили давно. Газ для отопления жилых домов у них практически не используется. Чаще всего предпочтение отдается топливным брикетам из соломы и древесным топливным гранулам из отходов деревообрабатывающей промышленности. На втором месте — дрова, на третьем — уголь.

В Швеции, к примеру, в настоящее время более 25 процентов частных домов отапливается именно древесными гранулами. По подсчетам экономистов, к 2015 году эта цифра достигнет уже 75 процентов.

Весьма показательным в этом плане является опыт финнов. В Финляндии не пропадает ни одна щепка от рождественских елок. Уже с 1 января специальные машины ездят по городским улицам и собирают все выброшенные елки. “Хвойный мусор” отвозится либо на мебельные фабрики для переработки и дальнейшего использования, либо же в котельные, где его сжигают. По подсчетам, более 10 процентов населения в январе-феврале получает тепло и горячую воду именно благодаря утилизации новогодних елок.

— Известно, что в последнее время вы активно сотрудничаете с Львовской железной дорогой — изучаете возможность изготовления топливных брикетов из отработанных железнодорожных шпал. Насколько реален этот проект?

— Попытки использовать бэушные шпалы в качестве топлива предпринимались давно. Однако все стопорилось из-за креозота — воспламеняющейся, маслянистой жидкости, которой пропитываются опоры для рельсов. При сжигании шпал сразу возникал вопрос относительно вредных выбросов в атмосферу.

Данную проблему мы решили за счет повышения температуры горения — до 1000-1100 градусов. При такой “жаре” шпалы сгорают без выброса вредных веществ, выделяются лишь водородный газ и водяной пар.

Следующим шагом стало изготовление топливных брикетов, которые мы испытали в вагоне поезда Львов — Киев (вагон отапливался брикетами по пути в столицу и обратно). Эксперимент прошел успешно. После этого руководству железной дороги было предложено запустить линию для переработки шпал.

— Сколько же нужно средств для такого оборудования? Что выиграет от этого железная дорога?

— Ежегодно на Львовской железной дороге скапливается восемь тысяч тонн отработанных шпал. По нашим подсчетам, линия по их переработке будет стоить порядка пяти миллионов гривен. При этом экономия от такого топлива составит 12 миллионов гривен в год. То есть линия окупит себя уже в течение полугода.

К нашему предложению руководство железной дороги отнеслось с большой заинтересованностью. Перспективы данного проекта очень высокие.

— Темпы развития альтернативной энергетики в Украине не выдерживают никакой критики. Как, по-вашему, можно изменить эту ситуацию?

— Нужна государственная программа по внедрению альтернативных источников энергии на основе биомассы. Причем прежде всего необходимо охватить данным проектом бюджетные организации.

При выработке государственной стратегии целесообразно изучить опыт наших соседей — стран Европейского союза. Поскольку там директива о развитии возобновляемой энергии — “Программа 20-20-20” была принята несколько лет назад. Согласно этому документу, страны Евросоюза к 2020 году обязаны увеличить долю возобновляемых источников энергии при выработке тепла и электричества до 20 процентов. И это должно на 20 процентов уменьшить выбросы в атмосферу парниковых газов, которые вызывают глобальное потепление и изменение климатических условий на Земле.

Другого способа изменить ситуацию я не вижу.

Львов.