№ 17 от 29 января 2011 г.

«Мама, это я курю…»

Азбука для родителей

Такие слова произнесла трехлетняя дочь, поднеся ко рту палочку из набора для игры и изобразив жест курильщика. Странно, подумалось, ведь в семье никто не курит. Может, на улице увидела. Спросила у малышки, она говорит: «Так волк курит в мультике».

Программа на будущее


КАК ЖЕ БЫТЬ с неизменным атрибутом детства – мультиками, чтобы они не навредили? С таким вопросом мы обратились к детскому психологу Наталье Скляр.

– Пример с волком из фильма «Ну, погоди!» вам подсказал, что надо внимательнее, даже избирательнее относиться к тому, что смотрит ребенок. В том, что он подражает герою, нет ничего удивительного. Ребенок в этом возрасте живет образами, из которых потом складывается его представление об окружающем мире, формируются модели поведения. Это как программа, по которой дальше ребенок будет жить. Первые модели поведения – от родителей, их взаимоотношений и отношения к ребенку, проще говоря, от степени их любви и заботы о ребенке и друг друге. Чуть позже – это сказки, мультфильмы, ролевые игры. С их помощью ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба, красота, сила воли, смелость, отзывчивость, любовь. Также он знакомится и с отрицательными качествами – завистью, грубостью, хитростью, обманом. Тут уже задача родителей – помочь ребенку понять, что «такое хорошо, а что такое плохо».

Что же думают о влиянии мультфильмов сами взрослые? Понимают ли всю важность такого воздействия на юную душу?

Родители как фильтр для информации

АНАТОЛИЙ СУПРУН, отец трехлетнего Захарчика и двухмесячной Варвары: «Мы с женой выросли на советских мультфильмах, очень их любим, часто цитируем, даже иногда пересматриваем. Дети сейчас очень привязаны к экранам, могут просидеть несколько часов, поэтому мы ограничили время у телевизора до двух раз по полчаса. Три года – это возраст активных игр, познания, а насытиться мультиками можно будет с пяти-шести лет. Сейчас сыну нравятся «Приключения Лунтика». Фильм познавательный, с необычными фантастическими героями, где показаны добро и зло, дружба, взаимоотношения людей. Много разных «полезностей» для детей этого возраста».

Диана Неёлова, мама пятилетней Настеньки, считает, что влияние мультиков не преувеличено. «Приведу один пример, – делится она. – Как-то Настя открыла ногой дверь с размаху, руки – в боки, насупила брови и начала что-то себе под нос напевать. Я уже собралась было ее «воспитывать», но услышала знакомые нотки: «А я не хочу, не хочу по расчету, а я по любви, по любви хочу». А после слов «и выйду замуж только за того, кто построит летучий корабль», дочь хлопнула дверью. Она всего-навсего копировала Забаву из мультика «Летучий корабль». Помните, Забава еще во гневе посуду из окон выбрасывала. Ребенка это впечатлило.

Чтобы не закрепилось такое поведение, мы не раз обо всем этом поговорили, я дала ей время «поиграть» в Забаву, и потихоньку эти «забавы» прошли. А я поняла, что ребенка нельзя оставлять наедине с мультиками, надо объяснять, направлять его восприятие в правильное русло. Он ведь, как губка, впитывает все: и хорошее, и плохое. Поэтому родители должны быть фильтром, через который поступает информация».

Катерина Хмелевская, мама двоих детей, отдает предпочтение книгам и обучающим программам: «Беби Эйнштейн», «Вундеркинд с пеленок». «Сейчас покупаю книги с аудиокассетами, – рассказала женщина.– Сначала читаем стихи, а потом воспринимаем их на слух. Развивается зрительная и слуховая память. Так, мы знаем наизусть большинство стихотворений из книги «Найулюбленіші мої вірші» (издательства «А-ба-ба-га-ла-ма-га»), где собрано около ста призведений. А мультики начали смотреть рано, с полутора годиков, а потом постепенно прекратили. Думаю, для них время еще придет».

Плохой пример заразителен


ПАВЕЛ НЕЧАЕВ, крестный шестилетней Джулии подчеркивает: «Я однозначно против импортных американских мультиков. Единственные нормальные – это диснеевские, всю остальную «ересь» вообще бы запретил, особенно по телевизору. Моя крестница смотрит популярный мультфильм «Шрек». Как уродливы лица героев – и Шрек, и его невеста! Как на этих примерах можно привить чувство красоты? Я посмотрел несколько серий и ужаснулся. Как грубо герои, Шрек и его невеста Фиона, себя ведут. Как они по-взрослому целуются. Ведь для детей это пример. Но какой? У Фионы нет ни красоты, ни женственности, ни целомудрия. Но девочки учатся на примере таких уродливых героинь.

Считаю, что в детских мультиках вообще нельзя показывать то, что будит ранний интерес к противоположному полу, ведь ребенок к этому еще не готов. Отсюда появляется агрессивность, пропадает интерес к знаниям. Я работал в школе, в младших классах, поэтому знаю, что говорю. В возрасте до 14 лет половое желание нельзя культивировать. Это возраст познания, развития способностей, игр, творчества. А западные мультфильмы наоборот подают пример «взрослого» поведения, часто унифицированного, когда женщина ведет себя как мужчина. А ведь это приводит к вырождению истинно женских качеств, которые в дальнейшем помогут девочке стать хорошей, заботливой, любящей женой, мамой. А родители, когда затрагиваю эту тему, говорят: «Перерастет».

Что ж, комментарии взрослых, на наш взгляд, самодостаточны и даже поучительны. Подчеркнем самое главное. Очень важно подходить избирательно к тому, что смотрит ребенок, не оставлять его наедине с экраном, пусть просмотр мультфильмов станет вашим общим занятием. Подсказать, объяснить, поделиться впечатлениями, вместе посмеяться, погрустить с героями – ничто так не объединяет, как живое общение, совместно пережитые эмоции. И пусть добрые сказки, поучительные мультфильмы, хорошие книги станут помощниками вашему ребенку в познании себя и окружающего мира.

Татьяна НИКОЛАЕВА.