№ 14 от 26 января 2011 г.

В погоне за прибылью

МАРШРУТКА на Коростышев подошла к остановке в селе Харитоновка битком набитая. Пожилая женщина с двумя ведрами картошки ехала на базар. Она каким-то чудом втиснулась в салон, стоя на подножке, достала из кармана пальто деньги, передала водителю. Маршрутка уехала, а на остановке остались мужчина и две девушки. Они дождались следующей маршрутки, но она тоже приехала переполненная...

— Вот так многие жители сел добираются до райцентра, — говорит Анатолий Перекосов, первый секретарь Коростышевского райкома Компартии Украины. — Особенно перегружена маршрутка “Коростышев — Смоловка”, в которой людей, как селедок в бочке. Это грубое нарушение правил перевозки пассажиров. По закону стоячие места в маршрутках не предусмотрены. Такое правило введено не только ради комфорта пассажиров, но и для их безопасности. Во время ДТП или просто при экстренном торможении стоячие пассажиры могут упасть и травмироваться. На некоторых участках коростышевская трасса аварийно опасна. Был случай — автобус перевернулся. К тому же пожилым людям по состоянию здоровья нельзя стоять в транспорте: в душном салоне может случиться сердечный приступ. Но в погоне за прибылью хозяева маршруток об этом не думают и берут пассажиров, сколько может вместиться в салон. Особенно переполнены микроавтобусы в 9 утра, когда селяне везут на рынок свою сельхозпродукцию. Труднее всего доехать до райцентра жителям Харитоновки, потому что в это село маршрутка уже приходит переполненная.

— Но ведь раньше, как вспоминают местные жители, ситуация с перевозкой пассажиров была лучше. Почему она ухудшилась?

— Потому что с линии сняли большие автобусы, — считает Перекосов. — На весь Коростышев у нас осталось два пазика и один “ЛАЗ”. Маршрутки не в состоянии обеспечить им качественную замену.

— Если закупить большие автобусы, проблема будет решена?

— Дело даже не в автобусах, а в психологии хозяев маршруток. Их интересуют, прежде всего, деньги. Прибыль за счет безопасности пассажиров — разумно ли это? Я считаю, что местная власть и правоохранительные органы должны вмешаться в ситуацию, навести порядок.

— Допустим, наведут, оштрафовав тех водителей, которые берут стоячих пассажиров. Хозяева маршрутов пустят дополнительные микроавтобусы, а убытки свои компенсируют тем, что повысят плату за проезд. И селянин будет ехать до Коростышева с комфортом, сидя в кресле, но за 4-5 гривен, а не за 2-3. Понравится ли это пассажирам?

— Думаю, не очень, потому что люди у нас в основном бедные. Но экономить на своей безопасности глупо, ведь если, не дай Бог, случится авария и кто-то станет инвалидом, придется платить врачам в тысячи раз больше, чем стоит проезд в маршрутке. Я проинформировал сотрудников ГАИ о том, в каких условиях перевозят людей, и готовлю депутатский запрос по этой проблеме. Уверен, ее можно решить. Возьмем для примера рейс “Киев — Житомир”. Тоже маршрутки ездят, но стоячих пассажиров в них вы не увидите. Почему на том рейсе правила перевозки пассажиров соблюдают, а между селами — нет?

Коростышев, Житомирская область.