№ 13 от 25 января 2011 г.

Уроки вежливости

Дневник матери

Дети – зеркало родителей. Девочка неряшлива? Значит, такова и ее мама. Мальчик невежлив, всем грубит – наверняка дома взрослые себе такое же позволяют, уверена наша читательница, ведущая дневник.

Суббота, 26 июня

В ОБЕДЕННЫЙ перерыв разговариваю с коллегами о детях. У нас вообще две генеральные темы – бесконечное удорожание жизни и хлопоты по воспитанию детей.

— Отдала Лешку в садик, пусть теперь его там воспитывают, — говорит Людмила. – А мне спокойнее на работе. Да и деньги нужны.

Достаток, конечно, это важно. Но и судьба мальчика не должна быть безразлична. Что в него заложат в семье, с тем и пойдет по жизни. А от умения быть приветливым с людьми, вежливым и обходительным зависят и отношения в коллективе, и карьера, и вообще счастье.

— Настоящее воспитание происходит в семье, оно впитывается, так сказать, с молоком матери, — говорит психолог.

Вот сажают маленькую дочку кушать в специальное креслице. Руки перед едой ребенку не помыли. Кофточка у малышки грязная, волосы растрепаны. По щекам растекается молочная каша, а мама и не вытрет. Или приходит с работы отец и швыряет свои вещи куда попало. Сынишка вслед за ним брючки бросает, не развесит аккуратно на стуле, майка летит на пол, и он ее не поднимает. Когда дети в этой семье вырастут, чуда не произойдет. Они также будут ходить неопрятными, с взлохмаченной головой и грязными ногтями.

Что делать родителям? Прежде всего самим перестроиться и быть примером во всем, хотя это порой и трудно. Но постараться ради детей следует.

— Надо помнить, что грязь и неухоженность должны вызывать у ребенка дискомфорт, — советовала психолог. — Следите за чистотой одежды, начиная с пеленок и распашонок, чистотой тела, игрушек и детского столика. Это не просто правила гигиены. Это первые элементы воспитания детей.

Четырехлетний ребенок уже социально активен. Он может сопереживать, стесняться, понимать. И если до шести лет ему не объяснить, что хорошо, а что плохо, став взрослым, он так и останется невоспитанным, грубым, агрессивным. По себе знаю: если позволяю себе кричать на мужа, дочка тоже кричит и толкает брата. Если первая иду извиняться, то и дети быстро мирятся.

— Возьмите большую лупу и посмотрите на себя, — советовала психолог. — Все недостатки детей найдете у себя, только в увеличенном виде. Существует масса примеров, что дети поступают так, как родители. Но старшие не хотят признавать, что сами виноваты в том или ином поведении ребенка.

— Я ж ему сто раз говорила так не делать! А он опять свое, — рассказывает мне коллега про непослушного сына.

Мало говорить. У детей в одно ухо влетает, из другого вылетает. А выход прост. Надо самим быть образцом.

— Где папа? – спрашиваю я.

— Спать пошел, – отвечают дети.

— И не сказал никому «Спокойной ночи»?

— Он велел нам прекратить болтовню и немедленно расходиться.

Будут ли дети после этого желать друг другу и родителям «Спокойной ночи»? Вряд ли. Это мелочь? Пустяк? Но отношения людей только на «мелочах» и строятся. Один забыл другого поздравить с днем рождения, другой не посочувствовал соседу, у которого старенькая мать попала в больницу. А ведь это элементарная вежливость.

— Чем раньше вы начнете нравственное воспитание ребенка, тем лучше, — говорила психолог. — И тогда вопрос некоторых родителей «Почему мой мальчик избил одноклассника?» будет неуместным. Произошло это не вдруг. Просто родители не учили его толерантности, сами грызлись между собой и обижали соседей.

Вежливость надо прививать не на словах, а на «чувственной» основе. Ребенок должен знать, когда сказать «спасибо», когда «извините». А еще должен чувствовать, что от этих таких слов другому человеку становится радостно, приятно. Надо научить ребятишек жалеть мать и отца, бабушку и дедушку, природу и животных. Воспитав жалость ко всему, вежливость по отношению к старшим, ровесникам, посторонним людям, родители смогут вырастить хорошего человека.

Пятница, 20 августа

СВЕТЛАНА, моя подруга, пришла к нам в гости и показала, как ее дочь, третьеклассница, научилась вязать.

— Здорово! А ты молодец. Я свою дочку никак не могу усадить за рукоделие. Ей бы на улицу скорее...

Нужно ли учить девочек шить и вязать, а мальчиков – пилить и строгать? Уверена, что да. Даже если в будущем они не станут швеями или столярами, даже если в семье достаточно денег, чтобы покупать вещи в магазине, а не сделанные собственными руками.

— Жаль, что у нас ручной труд перестал цениться. Покупают все больше импорт. А как неповторима бывает кофточка, связанная любительницей-мастерицей, как уникален шкаф, сделанный народным умельцем, — говорила психолог.

Вы не задумывались над тем, почему в детсадах и начальной школе обязательны уроки труда? Конечно, чтобы приучить ребенка к труду. Но, кроме того, работа с тканью, деревом, глиной приучает детей к усидчивости, терпению, смирению с тем, что если не получается с одного раза, то надо переделывать. Так вырабатывается воля к достижению цели, настойчивость. А эти качества важны для успешности любого человека.

Когда начинать «домашние» уроки труда? Самый подходящий возраст – 5-7 лет. Младшие дети – больше зрители, следят за тем, что делает мама или папа, однако со временем этот опыт наблюдения поможет им в собственном творчестве. Только смотрите, чтобы ребенок был аккуратен с иглой, ножницами, стамеской, ножом.

— Любовь к творчеству зарождается в самом раннем возрасте, — говорила психолог. — Но без помощи мамы или папы у них сначала может ничего не получиться. Первая неудача – и слезы, нежелание вновь браться за дело. Важно поддержать юного мастера на первых порах, не высмеивать и не ругать, а чаще хвалить его и говорить, что у него все выйдет самым прекрасным образом.

Ведь если ребенок тянется к выпиливанию или рисункам, вышивке или писанкарству, значит, именно это ему нравится. Значит, у него есть к тому дар. Со временем юный мастер проявит свои способности. Только не надо отбивать у него охоту. Вспомните себя в детстве. Сразу ли вы создавали свои «шедевры», которые до сих пор сохраняете в старом шкафу?