№ 12 от 22 января 2011 г.

На поклон к «Решале»

Коррупция

Посетителей МРЭО ГАИ Львова первыми встречают… «решалы». Таким незатейливым словечком ныне именуют дельцов, которые за денежное вознаграждение помогают простым смертным решить в этом милицейском подразделении любые проблемы.

КРУГИ «мрэовского» ада я прошел вместе с местным перегонщиком Андреем Починком – во время регистрации поддержанного форда. Напомню читателям, что этот автомобиль мы приобрели в Германии (статья «Три дня в шкуре перегонщика», «РГ» за 30 ноября 2010 г.) и легализовали через таможенный пост «Краковец» и львовскую внутреннюю таможню (публикация «Дорога через муки, или «Экспресс-растаможка» для перегонщика», «РГ» за 3 декабря 2010 г.).

«Людські» розцінки


ДЕСЯТЬ утра. Возле здания МРЭО – автомобильное столпотворение. Минут сорок ищем место, куда бы приткнуть свой форд. Из-за неубранных куч снега несколько раз буксуем. Как только удается припарковаться, возле автомобиля появляется плотный мужчина в хорошей дубленке, на вид лет сорока.

­— Будете реєструвати автівку, чи може щось інше потрібно? – спрашивает без прелюдий. И тотчас же, не дождавшись ответа, начинает рассказывать «про свої розцінки», называя их «найбільш помірними і людськими».

Заполнить без очереди анкету на регистрацию — 25 гривен, пройти без проволочек эксперта-криминалиста и инспектора по розыску – 200 гривен, получить талон техосмотра – 400, техпаспорт на авто – 500, номерные знаки – 700. Все это – помимо официальных платежей в кассу за экспертизы, техталон, техпаспорт, номерные знаки.

— Если согласны, весь пакет необходимых документов и номерные знаки получите через два-три часа, – подытоживает он. – Если будете сами регистрировать авто, проторчите здесь несколько дней. И это в лучшем случае…

Время или деньги

ПО МОЕЙ просьбе (ради журналистского расследования) Андрей соглашается регистрировать автомобиль без дельцов-посредников. Войдя в МРЭО, сразу направляется к окошку «для надання довідок і консультацій» (консультационный отдел расположен в просторной стеклянной будке).

Девушка «за стеклом» наш вопрос о порядке регистрации автомобилей (вносимых при этом платежах) выслушивает, широко зевая. Затем, ничего не объяснив, советует «йти до хлопців, що все знають». И кивает в сторону «дежурящих» возле регистрационных окошек «решал».

…Чтобы получить заявление на регистрацию, ушло полтора часа. Это при том, что в очереди перед нами было всего несколько человек. Сотрудница, заполняющая на компьютере бланки заявлений, не могла обслужить нас из-за занятости. Ей постоянно приходится работать с документами, которые подносили (совершенно не обращая внимания на очередь) дельцы-посредники.

Эксперт-криминалист наше авто осмотрел за десять минут (проверил на предмет «перебивки» номера двигателя и кузова). Не найдя ничего криминального, обратил внимание на отсутствие …аптечки и огнетушителя. На наш вопрос: какое это имеет отношение к экспертизе, изрек следующее: «Ну, раз ви такі мудрі, то з оформленням довідки доведеться зачекати». Заключение выдал через два часа. Все это время мы простояли на морозе под дверью его будки.

«Номер» с номерами
ИЗ ОБЩЕНИЯ с «братьями по несчастью» (бывалыми автомобилистами) узнаем, что в здании МРЭО (в зависимости от наплыва посетителей) ежедневно крутится от двадцати до сорока «решал». Большинство из них — бывшие сотрудники органов внутренних дел, вышедшие на пенсию или уволившиеся в запас, либо доверенные лица милицейских начальников – из числа родственников, друзей, хороших знакомых. «Здесь» для них – полное раздолье. Они оперативно решают любые проблемы, если надо, спокойно открывают двери с надписью «Посторонним вход воспрещен». Все это, естественно, не просто так. Главная задача «решал» — передача денег от «клиентов» (автомобилистов) работникам МРЭО. При помощи такой нехитрой схемы «коммерсанты в погонах» стараются себя обезопасить.

…Пять часов вечера. Стоим в очереди на получение техпаспорта и номерных знаков. Приблизившись к заветному окошку, узнаем, что бланков техпаспортов «не хватає», поэтому выдать нам могут только временный документ. Схожая ситуация с номерными знаками. Постоянных номеров в наличии нет. Когда появятся – неизвестно, поскольку фирма, которая выиграла тендер на их изготовление, «зненацька» оказалась банкротом. Получить можно только временные (красные) номера. Ездить на них разрешено лишь десять дней.

С МРЭО уходим не солоно хлебавши. На выходе замечаем знакомую «дубленку». К «решале» Андрей устремляется со словами «журналистских расследований с меня хватит – нужно регистрировать автомобиль».

Автомафия, которая бессмертна

ПОЛГОДА назад из МРЭО ГАИ Львова были уволены все аттестованные сотрудники, а руководитель этого подразделения «загремел» в СИЗО. Причина – выявление недоучета в бюджет в размере 9,5 миллиона гривен. В частности, было установлено, что при регистрации транспортных средств «гаишники» существенно снижали их стоимость. В результате платежи от собственников этих машин, которые должны были идти в Пенсионный фонд, оседали в карманах «коммерсантов в форме». Что изменилось после этого в работе оскандалившегося МРЭО? В первую очередь обращает на себя внимание обилие «решал»…