№ 10 от 20 января 2011 г.

Мелкий жемчуг реформаторства

В Украине 18 пенсионных законов для “белых” — депутатов, судей, прокуроров, госчиновников, банкиров... И один для масс — об обязательном государственном пенсионном страховании. Если уж реформировать, то логично было бы начинать со сведения всех пенсионных норм в один законодательный документ. Но “реформа” крутится только вокруг сокращения количества пенсионеров и расходов на них.

Ударили по молодежи

ЗАКОНОПРОЕКТ № 7455 “О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы”, который уже месяц рассматривается в ветеранском комитете Верховной Рады, даже внешне не похож на реформаторский. В основном просто список изменений — от кого чего отщипнуть.

Повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет — первое, что взбудоражило страну. О нем уже столько говорили, что акцентируем внимание только на одном последствии. Заставив взрослых женщин работать дольше, государство вытеснит с рынка труда молодежь.

Расходы Пенсионного фонда, может, и уменьшатся, но увеличатся расходы на выплату пособий по безработице большему количеству людей. Однако самое страшное в том, считают эксперты, что молодые люди вынуждены будут начинать жизнь с пособий, иждивенчества. А это очень сильное социальное и моральное развращение народа.

“Начинать процесс повышения пенсионного возраста стоит только тогда, когда экономика начнет выходить из кризиса и будет расти спрос на рабочую силу”, — говорит аналитик Борис Кушнир.

Урезание в низах


ПРОЕКТ закона предлагает увеличить на 10 лет минимальный страховой стаж для назначения пенсии. Для женщин с нынешних 20 лет — до 30, для мужчин с 25 до 35 лет. Это автоматически уменьшит все послереформенные пенсии на 10 процентов. Ведь за каждый год, проработанный сверх минимального страхового стажа, к пенсии добавляется 1,35 процента.

Сюрпризом стала и новая база начисления. Если ныне человек может выбирать лучшие по оплате годы из всего своего стажа, то впредь предлагается брать данные только персонифицированного учета, который ведется с июля 2000 года. Это, как пояснил председатель правления Пенсионного фонда Украины Борис Зайчук, избавит будущих пенсионеров от поисков старых архивов и ликвидированных предприятий. “В то же время предусмотрено оставить старый порядок для тех, кто за период с 2000 года не наработал необходимого стажа”, — говорит он. Так что сюрприз получается вроде хороший. Однако часть экспертов отмечает, что законопроект оставляет старый порядок “как исключение”. Поэтому, мол, от нововведения пострадают нынешние 45-50-летние работники, которые имели лучшие заработки до 2000 года.

Размер средней зарплаты по стране. Он является базовым при расчете пенсий. Если зарплата была выше средней, то и пенсия будет выше (есть специальные коэффициенты расчета). И тут заложили подводный “камень”. Так, сейчас берется средняя зарплата за один календарный год, предшествующий году обращения за назначением пенсии. Законопроект же предлагает брать при расчете среднюю зарплату за три календарных года.

Урезание в верхах

МАКСИМАЛЬНЫЙ размер пенсии намерены ограничить на уровне 12 прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность (с 1 января 2011 года эта сумма составляет 9000 гривен, к концу года будет 9600 гривен).

Еще одно ограничение для госслужащих — предлагается брать для исчисления пенсии не больше 80 процентов их зарплаты. А сейчас — 90 процентов.

Меры справедливые. Но что из этого подавляющему большинству граждан? Как в пословице: у кого щи пустые, а у кого жемчуг мелкий. Средняя пенсия мужчин в Украине, как сообщил недавно министр социальной политики Сергей Тигипко, составляет 1327 гривен, у женщин — 827.

Ограничения для работающих пенсионеров

В ЗАКОНОПРОЕКТЕ написано: работающим пенсионерам не выплачиваются надбавки к пенсии за сверхнормативный стаж (те самые 1,35 процента за год, о которых мы говорили выше), а также доплаты к прожиточному минимуму при его увеличении.

Между тем на вопрос “В чем будут состоять изменения в пенсионном обеспечении работающих пенсионеров?” заместитель председателя правления Пенсионного фонда на недавней правительственной горячей линии ответила: “Пенсионная реформа не предусматривает никаких ограничений в выплате пенсий пенсионерам, продолжающим работать (кроме специальных пенсий). Для работающих пенсионеров будет сохранен механизм перерасчета пенсии”.

Что ж, очень хочется верить. Может, в ПФУ уже знают, что данная статья законопроекта будет изменена.

“Риски ограничения пенсий работающим пенсионерам, — говорила когда-то на “круглом столе” директор Института демографии и социальных исследований НАНУ академик Элла Либанова, — в том, что мы можем потерять кадры образования и здравоохранения, поскольку в этих отраслях очень высокая доля работающих пенсионеров”.

Выплаты бюджетникам

В БЮДЖЕТНЫХ сферах доля работающих пенсионеров велика еще и потому, что маленькие зарплаты влекут за собой мизерные пенсии. Законопроект и тут преподносит сюрприз, наконец-то радостный. Предлагается при выходе на пенсию выплачивать им разовую денежную помощь в размере 10 назначенных месячных пенсий. Но эти изменения, как и все другие, будут касаться только вновь назначаемых пенсий.

Работники сферы образования, здравоохранения, культуры могут вздохнуть спокойно еще и потому, что законопроект сохраняет право на пенсию по выслуге лет независимо от возраста за теми, кто имеет это право по ныне действующему законодательству.

В Пенсионном фонде считают, что это повысит престиж труда работников бюджетной сферы. Что, кстати, записано как один из ожидаемых результатов пенсионной реформы.

А выхода из тени не видно

НАРАБОТКИ по реформированию пенсионной системы идут в нашей стране еще со времен президента Кучмы. Было немало законопроектов на эту тему. И нынешний на их фоне выглядит поверхностным и сумбурным. Даже несмотря на то, что в нем есть несколько небольших жемчужин для бюджетников. Главное в том, что в предложенном правительством Азарова законопроекте совсем нет стимулов для перехода на “белые” зарплаты. А ведь именно вывод заработков из тени мог бы наполнить и Пенсионный фонд, и бюджет, пожалуй, больше, чем сокращение количества пенсионеров и размеров самих пенсий.

Еще на один большой минус реформы указывает аналитик Борис Кушнир: “Все эти предложения не решают проблему раннего выхода на пенсию тех тружеников, которые работают на тяжелых работах — шахтеры, металлурги, и которым выплаты осуществляются за счет солидарной пенсионной системы и госбюджета, хотя работают они в подавляющем большинстве случаев в частных компаниях”.