№ 225 от 22 декабря 2010 г.

Мыльные пузыри крымского правительства

Добрые намерения

Совет министров АРК утвердил проект Стратегии развития полуострова на 2011-2020 годы.

Диагностика, инструменты, сдвиги

ПРОЕКТ Стратегии был разработан совместно с Национальным институтом стратегических исследований при президенте Украины и по его личному поручению.

На первом этапе крымские ученые “сделали диагностику” экономического, экологического и социального развития автономии. На втором благодаря полученным результатам эксперты института “выработали видение, цели, приоритеты и инструменты” реализации Стратегии.

Этот документ, который, кстати, обошелся налогоплательщикам в 730 тысяч гривен, по замыслу авторов, предполагает разработку долгосрочного плана, необходимого для реализации государственных и республиканских программ. В частности, реформирование санаторно-курортной и туристической отрасли, формирование агросектора, модернизацию отраслевой структуры промышленности, развитие “транспортного потенциала, создание среды, благоприятной для жизни”.

В новом году намечена реализация трех государственных и 21 республиканской программы. Это, по словам министра экономики АРК Светланы Вербы, позволит начать осуществление основных положений Стратегии.

Планируется, что на первом этапе ее реализации (2011-2013 годы) будут преодолены “кризисные тенденции” и появятся “предпосылки структурных сдвигов”.

Осуществление второго и третьего этапов (2014–2020 годы) позволит “достигнуть стабильного развития” и “улучшить инвестиционный климат” в регионе.

26 ноября на Черноморском экономическом форуме в Ялте была представлена модель социально-экономического развития республики на период до 2020 года и проект Стратегии. 14 декабря на заседании Совета министров АРК этот документ без обсуждения утвердили.

Теперь проект Стратегии подан в Верховный Совет Крыма для рассмотрения в постоянных комиссиях.

То, что депутаты крымского парламента ее поддержат, никто не сомневается. Интрига заключается лишь в том, сделают они это с предварительным обсуждением или все же без него. Эксперты говорят, что “без”, поскольку обсуждать-то в общем и нечего.

Правительственные коперфильды

В КРЫМСКОМ правительстве новому проекту вовсю поют дифирамбы. “Я без преувеличения назвал бы принятие проекта Стратегии точкой отсчета в развитии Крыма как успешной и процветающей территории, — отметил первый заместитель главы крымского правительства Павел Бурлаков. — Этот проект позволит сделать Крым жемчужиной Украины, создать устойчивый рост благосостояния и улучшить качество жизни крымчан”.

Говоря о сроках начала реализации Стратегии, министр экономики АРК отметила, “что де-юре это 1 января 2011 года, но де-факто ее уже начали реализовывать в нынешнем году”. В частности, подготовлен законопроект о развитии автономии, проекты Государственных целевых программ по направлениям: “Вода Крыма”, “Развитие транспортно-дорожного комплекса”, “Экологически безопасный Крым”.

“Учитывая, что Стратегия является динамичным, “живым” документом, мы планируем осуществлять ее постоянный мониторинг и сопровождение”, — подчеркнула Светлана Верба.

Что касается конкретных цифр, то, по словам министра экономики, реализация Стратегии позволит в 1,8 раза увеличить валовой региональный продукт, во столько же — производительность труда и в 5,3 раза — заработную плату (до 10,6 тысячи гривен). Инвестиций планируется привлечь больше аж в 4,4 раза.

Откуда же крымское правительство собирается брать средства на реализацию столь масштабного проекта? О том, сколько “стратегических” денег будет выделено из государственного и республиканского бюджета, Совмин не сообщает. Следовательно, ставка делается исключительно на привлечение инвестиций. Поэтому на них стоит остановиться подробнее.

За все годы независимости Украины Крыму реально удалось привлечь 780 миллионов долларов инвестиций. Следовательно, если умножить эту цифру на 4,4, то за девять лет (2011-2020 годы) полуостров должен накрыть золотой дождь — около трех с половиной миллиардов инвестиционных долларов.

Привлечь такие громадные деньги за столь короткий срок можно, лишь имея конкретных инвесторов, готовых вложить средства в крымскую экономику. Пока же их имена либо держат в строжайшем секрете, либо инвесторов не существует. Кстати, на недавно прошедшем Черноморском экономическом форуме тот же Бурлаков заявил о том, что в ближайшие годы крымское правительство “рассчитывает привлечь 13 миллиардов долларов”. Согласитесь, 13 — это не 3,5 миллиарда. Если же для первого заместителя главы крымского правительства период с 2011 по 2020-й — не “ближайшие годы”, то одно из двух: либо у него не все в порядке с арифметикой, либо Бурлаков явно заблудился в лабиринтах времени.

Конечно, инициативы Совмина улучшить жизнь крымчан заслуживают всяческих похвал. Но при этом не хотелось бы, чтобы подобные намерения превращались в жонглирование информационными пузырями, цель которых — создать видимость эффективной деятельности. Так, помнится, “работала” Вона. И чем все закончилось?

Крым.