№ 225 от 22 декабря 2010 г.

Весна на Заречной продолжается

любимые ленты

Премьерный показ ставшего цветным фильма “Весна на Заречной улице” состоялся на Одесской киностудии, где он был снят в 1956 году.

—НЕ СЛУЧАЙНО первые минуты показа картина идет в черно-белом формате, — говорит один из режиссеров этого фильма Марлен Хуциев. — Мы хотели напомнить зрителю об изначальном варианте картины. А цветную версию ленты кропотливо создавало российское киновидеообъединение “Крупный план”. Чтобы разобраться, как выглядел материал, из которого сшита одежда героев, мне приносили кусочки ткани тех времен. Раньше при съемке черно-белых фильмов было много нюансов. Например, из-за качества пленки белые рубашки красили в желтый цвет.

— Не скрою, лично я с восторгом и даже некоторым изумлением смотрел сегодня свою старую картину, временами, как говорится, не веря глазам своим, — продолжает наш именитый собеседник. — На колоризацию фильма было потрачено около миллиона долларов. С ленты убрали также царапины, грязь, пятна. Через руки реставраторов прошло 120 тысяч кадров. На все понадобилось полгода.

Фильм, рассказывающий об истории зарождения любви между молодой учительницей школы рабочей молодежи и ее “трудным” учеником — лучшим сталеваром завода, был дебютной картиной не только для режиссеров Марлена Хуциева и Феликса Миронера, но и для операторов Радомира Василевского и Петра Тодоровского, и для большинства актеров — выпускников ВГИКа.

— Чем же сегодня вам интересна кинолента “Весна на Заречной улице”, со времени создания которой прошло уже более полувека? — с таким вопросом я обратился к нескольким участникам просмотра.

— Я снова убедилась, — отметила библиотекарь Татьяна Сафонова, — что отнюдь не случайно простая история любви стала в свое время одной из самых популярных отечественных мелодрам. Обыкновенный рабочий парень Саша Савченко, любитель петь под гитару, не отказывающийся в начале картины выпить с друзьями и погулять с девушками, вдруг влюбляется в новую учительницу вечерней школы Таню Левченко и ничего не может поделать со своим чувством. Герой фильма в исполнении артиста Николая Рыбникова, парень лихой и самоуверенный, лучший сталевар завода, не привык к отказам женщин. И вдруг его домогательства получают отпор. Поначалу он пытается изображать безразличие. Но проходит время, и Савченко вдруг понимает, что к нему впервые пришло настоящее, глубокое чувство. Вот этой искренностью и подкупает картина.

— У меня в ушах все еще звучат слова песни, которой заканчивается фильм, — говорил технолог завода “Продмаш” Андрей Феоктистов:

Я не хочу судьбу иную,

Мне ни на что не променять

Ту заводскую проходную,

Что в люди вывела меня.

— В картине, — продолжает Андрей, — достоверно показаны быт, традиции, поведение послевоенных, выросших без отцов парней и девчат, которым действительно заводские коллективы помогали находить дорогу в жизнь. Возможно, кому-то покажется смешной нарочитая и порой нелепая недоступность молодой учительницы Тани. Но нельзя считать, что этот образ, созданный артисткой Ниной Ивановой, являет собой безнадежно потерянный романтический идеал. Мужчинам всегда хочется бороться за женщину.

Создатели “Весны на Заречной улице” оставляют открытым финал картины. Александр Савченко, отвечая на вопрос экзаменационного билета о том, когда ставится многоточие, произносит: “Многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не закончен и многое осталось впереди”. Веришь, что наши герои не потеряют друг друга. И одновременно вспоминаешь опустевшие цеха большинства разграбленных в рыночные времена украинских заводов. Сколько же людских судеб покорежили ненасытные прихватизаторы...

Одесса.