№ 224 от 21 декабря 2010 г.

завод-призрак

Безнаказанный дерибан

В советское время львовский “Автопогрузчик” входил в число наиболее мощных машиностроительных предприятий. За годы “демократии” от былой его славы не осталось и следа. Сейчас это завод-развалюха, который полным ходом разбирают на гектары и металлолом.

«Бунтовщикам» дали обещания...

ВЛАСТЬ и СМИ обратили внимание на “Автопогрузчик” нынешним летом, после того как на бессрочную акцию протеста вышли работники трех его дочерних предприятий — ЗАО “Автопогрузчик”, ООО “Львовский завод гидромеханических передач и трансмиссий” и ООО “ТПП “Львовский автопогрузчик”.

Около четырехсот “бунтовщиков” перекрыли во Львове улицу Шевченко и потребовали погасить долги по зарплате, которая не выплачивается с 2008 года (это более полутора миллионов гривен). Потом протестующие четыре раза пикетировали здание Львовской облгосадминистрации. Было выдвинуто требование заменить инвесторов и возобновить работу предприятий, простаивающих с весны этого года.

Под давлением рабочих в облгосадминистрации создали рабочую группу для проверки всех предприятий, организованных на базе “Автопогрузчика”. Подключили контролирующие и правоохранительные органы. При этом областное руководство пообещало участникам акций протеста, что предприятия возобновят работу к 1 сентября и что к этому же времени будут обнародованы результаты проверки. Задолженность же по зарплате в полном объеме должны были погасить до 31 октября (до местных выборов).

На сегодняшний день ни одно из этих обещаний не выполнено...

Земля предприятия «уменьшилась» в двадцать раз

ИЗ ИНФОРМАЦИИ, просочившейся в местную прессу, известно, что дочерними предприятиями “Автопогрузчика” в настоящее время всерьез заинтересовались областная прокуратура и Управление по борьбе с организованной преступностью.

В настоящее время правоохранителями установлено, что единственный на постсоветском пространстве производитель автопогрузчиков был раздроблен на 11 предприятий (на некоторых из них числятся по два-три работника). Через такие фиктивные структуры была разбазарена значительная часть заводских основных фондов, в первую очередь станков, которые были порезаны на металлолом. Кто в этом непосредственно виновен, в данный момент устанавливается.

Выясняется также, куда и при чьем содействии “испарилась” заводская земля. В результате проверки было, в частности, установлено, что два года назад львовский завод “Автопогрузчик” задекларировал земельные участки общей площадью
1,69 гектара. Тогда как, по данным Госкомзема, в городе Львове за этим предприятием закреплен более чем в двадцать (!) раз больший участок — более 40 гектаров.

Слово — работникам

—НА “АВТОПОГРУЗЧИКЕ” я работаю уже 25 лет, — рассказывает главный механик Анатолий Сидорук. — Если в прежние времена мы ежемесячно выпускали около двух тысяч погрузчиков, то с начала этого года изготовили лишь несколько десятков. Завод сегодня фактически уничтожен. Производственная территория по улице Шевченко, 158 больше напоминает военный Сталинград. Заброшенные корпуса ободраны, как липка, все, что можно было вывезти, раскурочено и украдено. Сохранились лишь цеха в микрорайоне Рясное-2. Однако запускать их никто не спешит.

— Дерибан заводского имущества начался в 2000 году, когда пришли инвесторы, — добавляет слесарь-инструментальщик Игорь Бантрух. — Вначале предприятие было раздроблено. Затем новообразованные “фирмы” набрали в банках кредитов и одна за другой начали банкротиться. Кредитная задолженность “гасилась” заводским имуществом, в первую очередь оборудованием, которое массово вывози­лось на металлолом. Это при том, что
57 процентов акций предприятия до сих пор принадлежат Фонду госимущества. Государство разбазаривание завода вовремя не остановило.

Мнение эксперта

ВИКТОР Шаповал, редактор информационного агентства “Галинфо” (замечу, что журналисты этого интернет-издания судьбой львовского “Автопогрузчика” заинтересовались одними из первых. — Авт.) говорит:

­— В настоящее время завод “опекают” две группы инвесторов. Это предприниматели, объединившиеся вокруг российского бизнесмена Бориса Гайналюка, который в свое время был основателем ряда структур, приватизировавших Львовский автобусный завод), и менеджеры предприятия “Укравтозапчасти” (ГП “Укрпроминвест”). В развале “Автопогрузчика” инвесторы винят друг друга. “Группе Гайналюка” “закидывают” 24 миллиона гривен долгов — это заработная плата, налоги и отчисления в бюджет. Предприятию “Укравтозапчасти” приписывают рейдерский захват. Точки над “і” должны расставить правоохранительные и контролирующие органы, которые занимаются “Автопогрузчиком” уже почти полгода. И лишь после того, как станет известно, что от завода на сегодняшний день осталось, власть должна принять решение о его дальнейшей судьбе.

Львов.